Важно понимать отличие этих двух процессов.
Разберём два варианта:
Первый: ВЫДОХ - ВДОХ - ВЫДОХ - ВДОХ;
Второй: ВЫДОХ - ДОБОР - ВЫДОХ - ДОБОР.
В первом варианте мы выдыхаем (или проговариваем) весь запас воздуха, «сбрасываем» мышцы опоры и через паузу делаем глубокий, полноценный вдох. Во втором варианте мы не делаем полного выдоха, а оставляем часть воздуха, к которому «добираем» нужный нам объём. Мышцы опоры не расслабляются. Умение правильно добирать воздух необходимо артисту на сцене и в жизни. Использование второй схемы является основой для дикцион-ных, голосовых, логических упражнений.
Стр. 51
4. Умение дышать «спиной». Длинный выдох
Для того, чтобы правильно распределить выдох и добиться ровного, плавного дыхания, а в дальнейшем и звучания речи, надо следить за тем, чтобы расширенные при вдохе лёгочные пазухи сокращались постепенно, без рывков. Удлинение выдоха непосредственно связано с умением удерживать, а затем постепенно «сбрасывать» мышцы спины. Таким образом, расход воздуха производится сначала из легочных пазух, и только после этого активизируется основная рыдыхательная мышца - брюшной пресс.
5. Дыхание в движении
Научившись основам дыхания в статичном состоянии, можно переходить к дыханию в движении. Такого рода упражнения пригодятся на старших курсах, в дипломных спектаклях, а позже - в театральных работах. На этом этапе ртуденты могут использовать навыки, полученные на уроках сценического движения, танца,
ритмики.
Педагогу надо быть особенно внимательным и следить, чтобы движение было целесообразным и не мешало правильному дыханию.
6. Дыхание в речи
Дыхание в упражнениях отличается от дыхания в речи. На занятиях по художественному чтению и мастерству актёра у студентов уже не будет времени делать привычные паузы, поэтому, подходя к этому этапу, необходимо контролировать все дыхательные навыки учащихся. Для достижения непрерывности речи носовой вдох производится с открытым ртом и воздух беспрепятственно и одновременно входит и в нос и в рот.
Студенты должны в первую очередь заботиться о том, как максимально точно донести мысль, заложенную автором, а технические навыки (чёткая дикция, соблюдение норм орфоэпии, опора дыхания и голоса) должны быть отработаны и выявлять творческую индивидуальность студента.
Стр. 52
Пробный текст (материал второго семестра)