Критика этнической нации и выявление взаимосвязей догосударственных политических обществ помогают еще лучше понять нацию, которая представляет собой продукт определенных социальных условий и не является продолжением природы другими способами. Нация есть не что иное, как государство-нация: политическая форма территориального суверенитета над подданными и культурная (языковая и/или религиозная) гомогенизация группы, накладыва-ясь друг на друга, порождают нацию. Что касается национализма, то он является отличительной чертой движений и идеологий, которые требуют, прибегая к слову или к оружию, совмещения политических и культурных пределов. Националисты могут, выступая от имени нации, допускать присутствие «ненационалов» или проповедовать их ассимиляцию, их изгнание и даже истребление.
РОЖДЕНИЕ НАЦИИ
Историк Средних веков может подтвердить нам, что во Франции конца XIV в. все было готово для того, чтобы национальное чувство приобрело такую же значимость, какую в античности имело понятие отечества, хотя и на иных основаниях. В то же время историк, изучающий Францию XIX в., подчеркивает ее разнородность, во всяком случае разнородность деревенской Франции. Далее мы увидим, что если попытаться определить нацию исходя не из чувства принадлежности к какой-либо группе, а из существования общей для всех культуры, то нация покажется неотделимой от соответствующей культурной политики, проводимой государством.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО