Чем ближе иерархия ценностей к общекультурной, тем выше уровень культуры данного общества.
Проблеме иерархии ценностей уделял внимание еще Платон. С тех пор прошли тысячелетия, иерархия ценностей постепенно сложилась как результат опыта культурной деятельности многих народов. Ее можно представить следующим образом:
— сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.д.);
— отдельные духовные ценности (наука, искусство, принципы управления экономикой, политикой и т.д.);
— моральные ценности и прежде всего признание ценности личности как неотъемлемого (неотчуждаемого) достоинства человека.
В свою очередь сферу моральных ценностей можно представить как: — уважение к жизни (благоговение перед жизнью, по выражений А. Швейцера) и к смерти (личная ответственность за жизнь| перед фактом смерти, которую никто с человека снять не может);
— любовь к истине (искренность, трудолюбие и мужество в стремлении к ней);
— любовь (верность, порядочность, бескорыстие, уважение личности в другом человеке).
С этим непосредственно связано уважение свободы в другом человеке, которая относится к сущности человека, поскольку именно в состоянии свободы подлинной, а не мнимой, в нем раскрепощаются его лучшие качества. Именно такие качества, пробуждаемые в человеке свободой, обеспечивают человечность культуры и общества в целом, что и выражено законом возвышения потребностей.