Философской мысли

Постигая огромное философское наследие, нельзя забывать о том, что история философии:

Во-первых, есть история единой, хотя и растянувшейся во времени, попытки людей философствовать и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя, то есть история осмысления человечеством важнейших мировоззренческих вопросов о сущности мира, человека, их природе и судьбах.

Во-вторых, история философии - многогранное диалектическое единство коллективного опыта человечества, всех его поколений, народов и мудрецов-философов, «схватывающих» время, эпоху в концентрированном виде. Отсюда разнообразие типов (способов) философского мировоззрения, приводящих к борьбе различных точек зрения, принадлежащих множеству учений, школ, течений в едином философском процессе.

В-третьих, история философии представляет собой отражение общей логики движения и развития всей общественной мысли, логики развития культуры в целом.

Приступая к рассмотрению исторических этапов развития философии, необходимо уточнить следующие понятия.

Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы.

Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми, идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями.

Философские направления – это наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе (учения, школы), которые имеют общие принципиальные положения и допускают отдельные частные разногласия.

Становление философии, ее предметное самоопределение происходит в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии, Китае и Греции. Специфика общественного развития этих стран обусловила преобладание в восточной философии религиозно-нравственной проблематики, утверждение в западной философии культа знания ради знания. Это и предопределило появление восточной и западной традиций мировой философии.

Происхождение философии – одна из удивительных загадок истории культуры. То, что мифология и религия исторически предшествуют философии, не вызывает сомнений. Мифологическое, религиозное и философское виды мировоззрения мы с вами рассмотрели на прошлой лекции. Теперь обратимся к истории философии. Этот вопрос представляется весьма сложным. Поскольку очень объемен.

Западная философия начинается с VI в. до н.э. и продолжается по сей день, то есть существует 2600 лет. За это время было выдвинуто достаточно большое количество идей, проблем и их решений. В различные исторические эпохи философия выдвигает на первый план те или другие идеи, предполагает те или иные решения поставленных проблем.

Античная философия – философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI до н.э. по IV в н.э. она внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем. Сам термин «философия» возник тоже здесь. Философ – человек, ищущий истину, стремящийся к ней. В этот период был выдвинут ряд фундаментальных идей и проблем:

· проблема начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности «формы» и «материи», о тождестве и противоположности бытия и небытия, текучести бытия и его противоречивости; проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми, что такое политика и государство по отношению к человеку, есть ли абсолютная истина и достижима ли она?

Средневековая философия – европейская христианская философия – занимает период с I до XV в. Главная особенность этого этапа – сопряженность философии с христианским вероучением. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Церковь является средоточением и центром духовной культуры и образования. Знаменита фраза «философия – служанка богословия», то есть дисциплина, подводящая к более высокому и важному знанию – теологическому (богословскому). Главные проблемы:

· сотворен ли мир Богом или существует сам по себе?

· как сочетаются свобода и воля человека и Божественное проведение?

Такое сближение философии и религии называют сакрализацией.

Философия Ренессанса (Возрождения) – занимает период с XIV по XVI вв. Само название говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Главная особенность этой эпохи – антропоцентризм, согласно которому не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами.

Другая особенность философии Возрождения – секуляризация – освобождение от церковного влияния.

Философия Нового времени – охватывает период XVI – XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии (физика, химия, астрономия, математика, механика). В центре внимания – теория познания, обработка методов истинного знания, систематизация знаний.

· полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры с разумом – невозможен;

· выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества;

· теория познания становится центром философии Нового времени; в отличие от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы.

Немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов развития европейской философии по богатству и значимости идей. И. Кант производит переворот в понимании роли и значения разума и рационального мышления, приходя к выводу об ограниченности разума сферой человеческой практики, практической жизнью людей и прежде всего моралью и религией. Г. Гегель представляет философию в виде «науки наук, обладающей методом, позволяющим учитывать противоречия в процессах движения и развития природы, общества и мышления.

Постклассическая европейская философия XIX-XX вв. возникла в результате критики классической философии (прежде всего немецкой). Классические решения основных философских проблем отвергаются или изменяются. Постклассическая философия не является однозначной по содержанию, в нее входят различные концепции и направления.

Современная западная философия XX в. отличается от «классического»этапа своего развития рядом особенностей, понять которые возможно только сопоставив этапы. В этот временной период выдвигается ряд важнейших идей:

· идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над изучением больших человеческих общностей (классов, наций и др.);

· идея движения от свободного разумного человека, способного кардинально переделать природу и общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой. Политикой, религией и пр.;

· идея о том, что сознание и разум отдельного человека и что важно общественное сознание – это независимые структуры и являются объектами манипуляции;

· идея двух не пересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».

Русская философия – развивалась в сотворчестве, но и в определенной оппозиции к философии Запада. Сформировались бескомпромиссные императивы о том, что ценность человеческой жизни абсолютна. Главная идея – идея целостности, идея всеединства. Русские философы не приняли рационалистический тип человека. Разум и логика составляют существенную черту человеческого духа, но не исчерпывают его. Цельное знание, как и цельная личность, обретаются совокупными усилиями души, эмпирией, умозрением и верой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: