Русская идеалистическая философия

Наиболее оригинальной и своеобразной является русская идеалистическая, религиозная философия. Особый интерес вызывает философско-культурологическая концепция Н. Я. Данилевского и концепция «византизма» К. Н. Леонтьева.

По своим философским взглядам Данилевский был объективным идеалистом. Онтологические взгляды основываются на убеждении в том, что гармония Вселенной, воплощенная в красоте окружающего мира, необъяснима без идеи целеустремленности всего сущего к взаимной согласованности. В основе – божественное целеполагание. Все сущее развивается по закону зарождения, расцвета и увядания. Каждая система, любого уровня сложности проходит этот процесс. Это распространяется и на историю. Нет единой человеческой цивилизации и единого пути человеческого развития. Реально существуют лишь отдельные культурно-исторические типы человечества, то есть цивилизации. Данилевский выделяет 11: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. Последний культурно-исторический тип в сер. ΧІΧ века переживает упадок и должен смениться восточно-славянским, центром которого является Россия. Новая цивилизация будет способна развивать экономику без ущерба для религиозных, художественных и нравственных ценностей. Для этого необходимо сохранение устоев российского государства – самодержавия, поземельной общины, сословной иерархии, приоритетов ортодоксальной церкви и т.д. Концепция не свободна от противоречий

Леонтьев Константин Николаевич – философ, писатель, публицист. Центральной идеей его философии является стремление обосновать к переориентации человеческого сознания с оптимистической установки на пессимистическое мироощущение. По его мнению – бытие и жизнь и есть неравенство, а стремится к равенству – путь к небытию. Чтобы в мире существовали добро и любовь, в нем должно присутствовать зло и страдание. В социокультурной сфере необходимо признать приоритетную ценность многообразия национальных культур, их несхожесть, которая достигается во время их наивысшего расцвета. Жизнь и всякое развитие в ней проходит три фазы: «первичная простота» - «цветущая сложность» - «вторичное смесительное упрощение». На первой стадии племена почти неотличимы друг от друга. Все области духовной жизни существуют лишь в зачаточной форме. Во второй стадии – наибольшая дифференцированность сословий, власть сильной монархии и церкви, складывание традиций и преданий, появление науки и искусства. Третья стадия – регрессивный процесс – смешение сословий, сходство воспитания, конституционно-демократический порядок и т.д.

Сложная общественная структура требует деспотической организации в соответствии с принципом византизма. Самодержавие, византийское православное христианство, отрешение от стремления к земному благополучию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: