В народе, как и в личности, восприимчивость к общечеловеческому, потребность к духовному обогащению от других народов, есть, признак не слабости, а, напротив, внутренней жизненной полноты и силы. Именно отсюда вытекает у Пушкина сочетание резкого отталкивания от отсталости России в просвещённости, с напряженным чувством любви к родине и народной гордости. Ещё в первую пору своей жизни, гонимый правительством, негодуя на непросвещённость среды, в которой ему негде было развернуть свой гений, он пишет, однако: «Мы в отношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда... Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство». [82]
Его последовательДанилевский Н.Я. в работе «Россия и Европа» писал: «Всякое старание связать историческую жизнь России внутреннею живою связью с жизнью Европы постоянно вело лишь к пожертвованию самыми существенными выгодами России ». [83] А поэт Тютчев Ф.И. добавил:
«Напрасный труд - нет, их не вразумишь, -
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация - для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы: