МОУ гимназия № 12 им. Г.Р.Державина

«Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф.

Английский экономист Д. Сарнофф сказал: «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей».

Я считаю, что проблема, сформулированная в этом афоризме достаточно понятна. Другими словами конкуренция, экономическое соперничество делает товары лучше, а людей хуже.

Что же такое конкуренция? Что означает этот термин? Конкуренция (от лат. concurrentia - сталкиваться) – процесс взаимодействия и экономического соперничества изготовителей и поставщиков, участников хозяйственной деятельности, при реализации продукции за наиболее выгодные условия сбыта, за достижение лучших результатов. Она является необходимым атрибутом рынка, объективным законом рыночного хозяйства.

Различают два основных типа конкуренции:

1. совершенная, под которой понимают состязательную борьбу между отдельными производителями, что не позволяет отдельному производителю господствовать на рынке и оказывать существенное влияние на рыночную цену товара;

2. несовершенная, при которой на рынке господствует несколько крупных фирм, которым принадлежит основная доля произведенного товара, благодаря чему эти фирмы существенно влияют на рыночную цену товара.

В конкуренции участвуют отдельные производители товаров, фирмы, а также страны. Их цель – получить в свое распоряжение лучшие виды и большее количество ограниченных ресурсов, добиться максимальной выгоды от использования этих ресурсов.

Конкуренция оказывает двоякое влияние на производителей, потребителей и экономику в целом. Она побуждает, заставляет производителей искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов, внедрять в производство последние достижения науки и техники, совершенствовать управление производством, свои товары и услуги, снижать издержки производства и самое главное - повышать качество товаров и их ассортимент. Это, естественно, идет на пользу обществу и экономике.

Например, в СССР был монополист в международной телефонной связи. Сегодня в этой области работает несколько фирм. Как следствие, цены упали более чем в 10 раз. Компания проводной связи всё время вынуждена снижать тарифы, поэтому спрос на ее услуги растет.

С другой стороны, конкуренция пробуждает бойцовские качества в людях, ведь можно сказать, что конкуренция - это агрессивность против соперника. Она вытесняет из головы созидательные намерения, оставляя в ней лишь военные стратегии. Тот, кто воюет, создавать не может. Тому, кто воюет, о созидании думать некогда. Эта борьба за максимально выгодные условия сбыта продукции порой ведётся нечестно. Например, некоторые в своей практике используют промышленный шпионаж, ложные информацию и рекламу, сговор против конкурентов, клевету на конкурентов, а также другие, порой запрещенные законом, методы. Это может привести к конфликтам, вражде и даже убийствам. Таким образом, конкуренция делает людей хуже, нетерпимее, глупее (во всех сферах, кроме непосредственно своих профессиональных интересов), более уставшими, равнодушными к другим. Еще одним недостатком конкуренции является то, что благодаря ей производится гораздо больше товаров, чем реально нужно, а, значит, и ресурсов (в том числе и человеческих) тратится больше.

Проблема, поднятая автором в этом высказывании, актуальна. Она была, есть и будет. Тем более, что наша страна ступила на путь рыночной экономики и мы являемся свидетелями многих последствий конкуренции: разорения одних предпринимателей и создания крупных компаний другими, обнищания значительной части населения, криминализации экономики. Конкуренция - это реалии нашей экономической жизни. И никуда от этого не деться. Конкуренция - это необходимый, но вынужденный механизм. Это палка, которая заставляет человека делать хороший товар по приемлемым ценам, но, к сожалению, развивает наихудшие качества людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: