МОУ СОШ № 2

«Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей».

«Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Дэвид Сарнофф, 1891-1971. Учёный-радиотехник, изобретатель, бизнесмен, руководитель нескольких корпораций в Соединённых Штатах Америки).

Автор, имея огромный опыт в предпринимательстве, посвящает своё высказывание проблеме изменения человеческих качеств далеко не в лучшую сторону в результате борьбы производителей товаров и услуг за «кошелёк» потребителя. Я полностью разделяю позицию автора. Конкуренция положительно влияет на экономику, улучшая потребительские свойства товаров, но, к большому сожалению, многие производители и предприниматели идут буквально «по головам», желая достигнуть свои цели и интересы любыми способами в условиях противоборства с соперниками, которые добиваются того же.

Конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной экономики, её основная особенность, а также её регулятор и механизм отбора. Рыночная экономика в США, где жил и трудился Дэвид Сарнофф, как известно, уже давно существовала в годы его жизни; следовательно, и конкурентная борьба, и её последствия – всё это получило развитие уже с давних времён. Именно поэтому поставленная проблема является равнозначно актуальной как в прошлом, так и в современном обществе.

Само слово конкуренция (от французского - concurrence) означает соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации продукции. В конкурентной борьбе участвует множество самостоятельных товаропроизводителей. Каждый из них сам решает, что и как производить. Его товары на рынке встречаются с аналогичными товарами конкурентов, и между ними идёт борьба «за кошелёк потребителя». С целью обойти соперников, используется реклама, предложение новых товаров, снижение цены. Мелким производителям трудно выдерживать конкуренцию, так как они имеют меньше возможностей для совершенствования производства, и поэтому чаще крупных производителей терпят разорение.

Но не только я согласна с мнением Дэвида Сарноффа. Некоторые учёные, философы и писатели также разделяют его позицию. Например, А. Моруа считает, что в предпринимательстве происходит такая конкурентная борьба, в которой обязательно должен быть выявлен победитель, который является хитрее, умнее и расчётливее своих соперников:

«Бизнес – это сочетание войны и спорта».

В результате объединения крупных товаропроизводителей возникают монополии, суть которых – экономический диктат путём установления монопольно высоких или низких цен для получения высокой прибыли.

«Конкуренция – экономическое людоедство в борьбе за монополию». Равиль Алеев под этим подразумевает то, что люди готовы принести много жертв, чтобы установить монополию.

Правительство любой страны борется с этими явлениями, так как в результате своей деятельности монополисты устанавливают на рынке экономический диктат, что сказывается и на ценах, и на развитии самой экономики. Наше государство организовывает антимонопольные службы, поддерживая таким образом рыночную экономику, так как в этом случае сохраняется конкуренция.

Конкуренция способствует рациональному использованию ограниченных ресурсов, повышению эффективности производства и качества товаров и услуг. Так в чём же заключается её негативная сторона? Дело в том, что её последствиями может стать изменения человеческих качеств в худшую сторону. Например, в мире бизнеса партнёры редко доверяют друг другу. И это совершенно неудивительно, ведь любой из них может предать в погоне за наживой. Разумеется, что не каждому нравятся такие меры в борьбе с соперниками, но выбирать им не приходится, так как в коммерческом мире каждый в первую очередь борется «за себя». Так, украинская телефонная компания «Укртелеком» снизила тарифы для конечных пользователей Интернета, оставив цены для провайдеров неизменными. В результате чего уничтожила своих конкурентов, а также «потопила» партнёров, так как провайдеры перестали получать прибыль.

«Рыбы в море поступают как люди на земле: большие поедают малых». Вильям Шекспир считает, что организации, фирмы или предприятия, имеющие больше возможностей, используют их на преодоление препятствий в лице конкурентов.

Поэт С. А. Есенин посвятил одно из своих стихотворений конкуренции:

«Милый, милый, смешной дуралей, ну куда ты, куда ты гонишься?

Неужели не знаешь, что живых коней заменила стальная конница?»,

в котором говорится о том, как конь пытается обогнать поезд, но уже не в состоянии тягаться с таким сильным соперником.

В заключение мне хотелось бы отметить, что ничего так не портит экономику, как отсутствие конкуренции, но и ничто так не портит человеческие отношения, как ее наличие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: