Ведущий: А теперь опишите, каким вы хотите видеть вашего ребёнка и почему? По очереди называйте желаемые качества, а мы будем записывать их на доске:
· послушный;
· хорошо ест;
· умеет сам одеваться;
· не капризничает;
· не дерётся;
· самостоятельно ест;
· хорошо засыпает;
· добрый;
· общительный;
· ласковый;
· смелый;
· умный;
· умеет постоять за себя;
· хорошо говорит;
· любит рисовать;
· любит, когда ему читают;
· умеет найти для себя занятие;
· любознательный;
· помогает взрослым и т.д.
Давайте подробнее остановимся на таком качестве, как послушание. Для чего оно нужно? Вы по очереди называете возможные причины, по которым бы вы хотели воспитать это качество в ребёнке, а я буду записывать их на доске:
· чтобы ребёнок не мешал взрослому заниматься своими делами;
· учился учитывать интересы других людей;
· приучался к порядку, дисциплине;
· предотвращать возможные негативные последствия непослушания для личной безопасности ребёнка;
· иметь возможность его чему-то научить;
· чтобы он умел соблюдать режим;
· не конфликтовал со сверстниками;
· был управляем и пр.
При воспитании тех или иных качеств, следует понять, с какой целью вы их воспитываете в своих детях? С целью ввести ребёнка в социум, развить какие-то положительные личностные качества или же с целью удобства и выгоды для себя?
Например, какие из перечисленных выше причин подразумевают удобства взрослого?
За каждой из формулировок: «чтобы он не мешал взрослому» и «чтобы учился учитывать интересы других людей» скрываются разные ценности. Очевидно, что аргумент «послушание нужно, чтобы ребёнок не мешал взрослому» не подразумевает ценности развития ребёнка и будет отнесён к формулировкам, определяющим ценности «удобства» взрослого; а второй аргумент – к формулировкам, в которых сдержатся ценности развития ребёнка.
Анализ методов воспитания:
Ведущий: А как вы обычно добиваетесь послушания в разных ситуациях? Передавайте игрушки по кругу и называйте ваши собственные, а так же возможные способы наказания (все способы записываются на доске):
· шлёпают;
· ставят в угол;
· пугают;
· лишают развлечений, сладкого, подарков;
· используют окрики;
· читают нотации;
· стараются объяснить, уговорить;
· переключают внимание;
· обижаются;
· используют игровые приёмы и т.д.
Давайте попробуем по ролям проиграть ситуацию, касающуюся наказания. Есть желающие? Ситуация такая: вы идёте по улице с ребёнком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете это сделать. Причины могут быть разные: денег нет, это что-то из еды, а скоро обед и т.д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать всё сильнее и сильнее, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в этой ситуации?
(В зависимости от выбранного типа наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребёнка.)
Негативные формы наказания:
Ведущий: Кто-нибудь помнит себя в детстве, когда вы ещё не ходили в школу? Расскажите, пожалуйста, самое яркое (в плохом смысле, т.е. обидное, грустное) наказание того времени. За что вас наказали? Как это сделали? И какие чувства вы при этом испытывали? (Унижение; обида; страх; вина; ощущение, что не любят, отвергают; горе; ответная агрессия; растерянность и пр.)
Такие методы, как физические наказания, окрики, лишение общения, попытки напугать ребёнка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и в конечном итоге могут стать источником невротических реакций. В результате таких воздействий взрослый, преследуя благую цель – развить положительное качество у ребёнка, на самом еле может нанести вред его личностному развитию и психологическому здоровью.
Положительные выводы из ситуации:
Ведущий: Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов, как:
· стараться объяснить, уговорить;
· переключить внимание;
· использовать игровые приёмы;
· не обращать внимание на капризы ребёнка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение на вас не оказывает влияния.
Эти методы эффективны и положительны по своим последствиям, так как ребёнок:
· не испытывает унижения, обиды, страха, не теряет контакта со взрослым;
· получает положительные образцы действий;
· проявляет собственную инициативу;
· сохраняет положительное самоощущение и пр.
(Если при проигрывании ситуации родители изначально использовали метод с негативными формами наказания, то применяется сценарий с положительными выходами из ситуации. Если родители изначально предложили положительный вариант, то просто проводится беседа).
Рефлексия: заключении мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями от услышанного и увиденного.
«Что нового вы узнали из нашей сегодняшней встречи? О чём задумались впервые? Получили ли Вы ответы на волновавшие Вас вопросы?
Спасибо за активное участие в работе группы.
Участники передают клубок ниток по кругу. Необходимо, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от занятия, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех участников сделали данную встречу интересной и познавательной.
Итак, уважаемые педагоги наша встреча подошла к концу, мне было приятно работать с вами, хотелось бы узнать ваше впечатления: что вам понравилось или не понравилось, может быть вы узнали что-то новое сегодня (педагоги по кругу озвучивают свои впечатления).
Педагогам предлагается ответить на следующие вопросы:
· Что особенно запомнилось после сегодняшнего занятия?
· Чем особенно хочется поделиться после занятия?
· Пригодятся ли данные навыки в работе с детьми?
Выслушивается мнение каждого участника. Ответы на заданные вопросы предполагают развитие навыков рефлексии и сензитивности к себе.
По окончании занятия педагогам выдаются буклеты по теме.