Основная задача данного пособия состояла в том, чтобы показать возможности формирования мотивации учения и дать общие подходы и рекомендации для этого.
Воспитание мотивации надо строить не как «приспособление» к наличным, сложившимся у ребенка уровням мотивации, а как перевод школьников к новым ее формам, к более зрелым способам регуляции своего учебного поведения.
При формировании мотивации необходимо учитывать сведения об отдельных сторонах мотивационной сферы, их проявлениях в разные возрасты. Наряду с этим никогда нельзя упускать из виду, что все стороны мотивации следует рассматривать только в контексте целостной личности; личность каждого ребенка — в контексте возраста, а возраст — в контексте развития всего школьного периода детства. Одни и те же мотивы в структуре личности различных учеников и в разные возрастные периоды приобретают неодинаковую смысловую нагрузку.
Этот широкий анализ может помочь определить учителю основные направления развития мотивации в каждом возрасте. Анализ периодизации возрастного развития в школьном возрасте позволяет наметить определенную стратегию формирования мотивации от начальной школы к средней.
Задачи формирования мотивации определяются ее резервами в каждом возрасте, зоной ее ближайшего развития. Эти резервы не актуализируются сами по себе, а мобилизуются только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимодействий. «Вычерпывание» резервов всякого развития (в том числе и мотивации) должно осуществляться не бездумно, а с учетом сбалансированного соотношения физического, умственного и нравственного развития школьников.
К окончанию школы у учащихся желательно сформировать зрелые уровни познавательных мотивов — мотивы самообразования и сложные формы социальных мотивов отдачи обществу и социального сотрудничества. Эти мотивы должны приобрести личностный смысл, стать действенными и доминирующими, войти в систему целей школьника, стать эмоционально привлекательными. На этой основе у молодого человека складывается потребность в непрерывном образовании и активной жизненной позиции.
Сформированное™ мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..,,..,,.,,..,.....:.:. ^ 3
Глава 1. Психологическая характеристика мотивации учения школьников 5
Процесс учения и его психологические особенности...... —
Смысл учения для школьников............. -в
Виды мотивов учения................. 11
Роль целей, эмоций и интересов школьника в мотивации его учения 17 Сочетание мотивов и других побуждений как необходимое условие гармонического развития личности школьника...... 27
Глава 2. Изучение учителем мотивации учения школьников... 30
Проявления мотивации учения -школьников в учебном процессе. 31
Методы изучения учителем мотивации учения школьников.... 35
Глава 3. Формирование мотивации учения школьников..... 44
Психологические принципы формирования мотивации учения школьников...................... —
Формирование в ходе учения познавательной активности школьников..................... 47
Формирование в ходе учения социальной активности школьников 51
Формирование в ходе учения активного отношения школьников
к своей мотивационной сфере.............. 54 '|.-.-;
Глава 4. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации
учения школьников............... 59
Психологические представления о периодизации развития в школьном возрасте. Своеобразие учебной деятельности в разных школьных возрастах.................. —
Мотивация учения в младшем школьном возрасте...... 61
Мотивация учения в среднем школьном возрасте...... 69
Мотивация учения в старшем школьном возрасте...... 80
Индивидуальные особенности мотивации учения. Особенности мотивации учения у неуспевающих школьников......... 88
Заключение,,...,,...........,.. 95
Маркова Аэлита Капитоновна