Приемы ораторов

Чтобы публика легко воспринимала сказанное, можно использовать разнообразные приемы изложения и объяснения. Например, проиллюстрировать утверждение показом таблиц, схем, графиков, чертежей, слайдов и т.д. Однако визуальное воздействие на аудиторию – всего лишь вспомогательное средство. Если речь не удалась, горе-оратора такие «соломинки» не спасут. Главное – ЧТО и КАК говорить.

Существуют различные формы изложения, в числе которых важнейшие – анализ и синтез. Анализ позволяет путем расчленения понятия или явления глубже проникнуть в его сущность. Синтез – это мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа. Прийти к определенному умозаключению помогут два логических метода – индукция и дедукция. Метод индукции – обобщение частных, единичных случаев для получения общего вывода. Дедукция – обратный прием, логическое умозаключение от общих суждений к частным выводам. Подготовленная и доброжелательная аудитория дает возможность оратору сразу приступить к главному тезису, а затем, используя дедуктивный метод, продвигаться от общего к частному. Если же стоит задача преодолеть атмосферу предубеждения, лучше прибегнуть к индуктивному методу.

Для разъяснения того или иного положения оратор может использовать и весьма распространенный прием изложения – аналогию, то есть умозаключение о принадлежности предмету, явлению тех или иных признаков на основании их сходства с другими. Так, рассказывая об известном случае, оратор вспомнит ряд других подобных эпизодов, что позволит ему сделать вывод по аналогии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: