Введение. Гл.2. Функционирование народных промыслов на современном этапе (на примере Республики Тыва)

Гл.2. Функционирование народных промыслов на современном этапе (на примере Республики Тыва)

2.1. Виды промыслов Тывы:

2.2. Актуализация промыслов в современной Тыве.

Развитие и размещение художественных промыслов на территории РФ

Оглавление.................................................................................................................

Введение.....................................................................................................................

Гл.1. Художественные промыслы как одна из отраслей специализации Российской Федерации...........................................................................................

2. Художественные промыслы как одна из отраслей специализации Российской Федерации.............................................................................................

1.1. Художественные промыслы и их сущность....................................................

1.2. Исторические корни художественных промыслов нашей страны................

1.3. Размещение художественных промыслов на территории Российской Федерации..................................................................................................................

Гл.2. Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории Российской Федерации.....................................................................

2.1. Специфика художественных промыслов как отраслей специализации........

2.2. Сохранение народных художественных промыслов и перспективы их развития......................................................................................................................

Заключение...............................................................................................................

Приложения..............................................................................................................

Введение

Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской
Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Таким …..

Актуальность Народные художественные промыслы — неотъемлемое достояние культуры, одна из форм народного творчества, требующая к себе очень бережного отношения, особенно в условиях современного мира. Художественные промыслы тувинского народа имеют многовековую историю и отличаются уникальностью и своеобразием.

Одним из потенциалов, повлиявших на развитие и формирование этой многоликой социокультурной среды, были народные традиционные промыслы и ремесла.

За последние годы наблюдаются рост интереса к таким формам нематериального культурного наследия как музыкальная культура, религиозная культура. К ним обращено внимание не только общественности, ученных, деятелей искусства, но и в определенной степени региональных властей. Проблеммы восстановления и развития традиционных народных промыслов и ремесел в настоящее время так же нуждается в особом внимании. Их воссоздание содержит в себе не только огромный научный потенциал, позволяющий полнее понять культуру народов, но при определенной поддержке их развитие сможет повлиять на экономический туристический потенциал, который создаст более насыщенный культурным смыслом имидж республики.

Степень разработанности проблеммы. Проблемы такого феномена культуры как народные традиционные промыслы является одной из частей, входящих в комлексное исследование истории культуры республики. Однако отсутствие развернутого (культурологического) представления о реальных процессах, происходящих с народными традиционными промыслами, существующими здесь сегодня, несомненно, ограничивает их изучение. Материал по истории народных промыслов носит в основном фактографический или описательный характер и содержится в разрозненных источниках, которые не могут в полной мере отразить развития традиций связанных с народными промыслами.

Ведущие позиции в изучении народных промыслов заняли к 70-м гг.ХХ в., искусствоведы, которые поднимали проблемы, связанные с народной художественной культурой и её влиянием на развитие и существование художественных промыслов в советском обществе. Г.К. Вагнер рассматривал проблемы традиции в промыслах, без которой немыслимо их дальнейшее развитие; М.А. Некрасова исследовала место народного искусства России в культуре ХХ- ХХI вв.; И.Я Богуславская определяло народное искусство как «сложную художественную систему, обладающую специфическими законами стрения и развития»

Объект исследования -народные традиционные промыслы.

Предмет исследования — история народных традиционных ремесленных промыслов Тывы, как часть культурного наследия республики.

Цель исследования - выявления особенностей возникновения, развития и существования промыслов в контексте социокультурного развития Тывы и разработка направления их развития в комплексных программах по сохранению культурного наследия республики.?(изучение художественных промыслов Российской Федерации, их развития и размещения на ее территории, а также................. анализ …...деятельности предприятий, занимающихся выпуском изделий художественных промыслов).

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- провести анализ специфики возникновения и существования народных традиционных промыслов и условий их развития;

- выявить самобытные черты традиционных народных промыслов, в том числе и традиционных ремесленных промыслов, существующих в Тыве.

- Исследовать общие и специфические черты каждого промысла.

- Анализ литературных источников.

1.1. Промыслы, как часть Народной Художественной Культуры.Глава (1. Народные художественные промыслы как часть национальной художественной культуры России)

Народные художественные промыслы как часть отечественной культуры и своеобразная форма народного искусства постоянно находятся в сфере внимания исследователей. Рост национального самосознания, подъем патриотизма, вызванный победой России в Отечественной войне 1812 года, усилил интерес русского общества ко всему исконно ему, народному. На разных этапах развития промыслов особое внимание уделялось их месту и роли в художественной культуре, которая к середине XIX века активно ориентировалась на сохранение и развитие традиций русского искусства.

Деятели культуры В. В. Стасов, С. А. Давыдова, представители Абрамцевского кружка, в частности, Е. Д. Поленова, Е. Г. Мамонтова, организовавшие мастерские народных ремесел, М. К. Тенишева, создавшая аналогичные мастерские в Талашкино, обратились к собиранию художественного наследия народного искусства и изданию специальных альбомов с воспроизведением рукотворных образцов творчества народных мастеров, чтобы на этой основе формировать новый стиль искусства, отвечающий духу нового времени.

Коллекционирование и изучение материалов народного искусства во второй половине XIX века имело в значительной степени практические цели. Активная поддержка кустарей со стороны земских учреждений сопровождалась организацией ремесленных мастерских, в которых мастера повторяли «классические» образцы прошлого, создавали по проектам и рекомендациям художников новые, более современные вещи. Здесь же, а также в специально организованных школах шла подготовка учеников для работы по определенному виду художественного ремесла.

Одновременно был поставлен вопрос об использовании новых форм подготовки мастеров промыслов, поскольку ранее традиционное ученичество сводилось к освоению основ ремесла, теперь все чаще подчеркивается необходимость воспитания художника, способного свободно развивать традицию в рамках определенного промысла. По сути, ставился вопрос о переходе к профессиональному обучению мастера как художника, знающего специфику декоративно-прикладного искусства. Эта проблема стала одной из центральных в теории и практике развития художественных промыслов. Ее актуальность и значимость подтверждают дискуссии, возникавшие на конференциях научно-практического характера уже в начале XX века.

Наиболее резко спор «О степени вмешательства интеллигентных художников в народное творчество» (так назывался один из докладов) разгорелся на состоявшемся в 1911 году Всероссийском съезде художников. Противостояние разных точек зрения на развитие народного искусства заключалось в том, что сторонники бережного отношения к творчеству народных мастеров, по существу, призывали художников не подменять своими образцами подлинных изделий, которые создавались в русле традиций местной культуры.

Сами же художники, работавшие в училищах и школах, где готовилась новая смена мастеров, считали, что в XX веке народное искусство будет служить своими изделиями, не только деревне, но и городу, а поэтому кустарей надо превращать в образованных, по-новому мыслящих людей. Но, осуждая в своей резолюции вредную для народного творчества практику внедрения образцов, выполняемых художниками, съезд не определил позиции в отношении подготовки мастеров к творчеству, отметив лишь важность ознакомления их с лучшими произведениями народного и профессионального творчества.

В 20-е годы XX века, обозначившие масштабную работу по восстановлению и развитию народных художественных промыслов, практические действия в сфере производства художественных изделий нуждались в историческом и теоретическом осмыслении этого процесса. Именно тогда и закладываются основы той области искусствоведения, которая связана с исследованием народного искусства.

Первой работой, всесторонне освещающей особенности народного творчества в его бытовой, материальной сфере, явилась книга B. C. Воронова «Крестьянское искусство», изданная в 1924 году. Автор подчеркивает глубокие корни народного искусства, устойчивость и содержательность его мотивов, разрабатывает положения, важные для функционирования промыслов в новых экономических условиях. В частности, ученый высказывает мысль о родстве крестьянского искусства с городским ремеслом, что расширило существовавшее представление о народном искусстве как о творчестве сельских мастеров.

Учитывая опасность конкуренции промыслов с фабричным производством, выпускающим художественные изделия, B. C. Воронов пишет статью «Крестьянское искусство и кустарная художественная промышленность» (45), в которой говорит, что сохранение специфики творчества и художественно-технических навыков мастерства, присущих народному искусству, обеспечит нормальное развитие кустарных промыслов. Статьей «Кустарь-мастер и руководитель-художник» (45) B. C. Воронов откликается на проблему взаимосвязи

художников-профессионалов с кустарями. Он предостерегает художника от подавления творческой инициативы мастера рекомендациями.

Еще ближе к интересующей нас проблематике подошел А. В. Бакушинский (7, с. 8). Он проводит исследование народного искусства и его специфики на материале художественных промыслов. В своих работах он рассматривает и сопоставляет народное и «профессиональное» творчество, выявляет тенденцию их сближения, отмечает складывающееся равновесие коллективного и личного творческого начала как новое качество современного народного искусства.

В 30-е годы расширяется круг исследователей народного искусства. Вместе с искусствоведами изучением народного творчества занимаются историки, археологи, этнографы. Их работы помогают уточнить происхождение мотивов и образов древнерусского искусства, сохраняющихся в произведениях народных мастеров, создающихся в XX веке. Собирательская и научная деятельность обеспечивает активную практическую работу с мастерами художественных промыслов. Первые публикации собранных и систематизированных материалов по искусству отдельных центров народного творчества помогают формированию художественных особенностей промыслов резьбы и росписи по дереву, кружеву, вышивке. Эти материалы оказывали помощь в деятельности учебных заведений в промысловых регионах.

Великая Отечественная война остановила активный процесс исследования народного искусства и развития промыслов. Он возобновился уже с середины 40-х годов, когда в эту работу включились теоретики, искусствоведы, художники. На фактическом материале прослеживаются закономерности творчества, формируются основные понятия специфики народного искусства, определяются пути сохранения и развития национальных традиций в многонациональной культуре России.

Принятые в 40-50-е годы государственные постановления определили задачу дальнейшего развития народных художественных промыслов. Расширение производства художественных изделий в традиционных центрах народного искусства и возрождение заглохших промыслов представляют качественно новый этап в жизни промыслов, связанный не только с проблемами экономического характера, но и с возвратом к уточнению специфики народного искусства.

Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли научные труды П. Г. Богатырева (14), И. Я. Богуславской (15-21), Г. К.Вагнера (29-31), В. М.Василенко (34-39), В. С.Воронова (44-45), А. С. Канцедикаса (71-75), Г. С.Масловой (101,102), М. Л.Некрасовой (112-120), Т. М.Разиной (144-150),

Б. А.Рыбакова (153-155), И. Н.Савельевой (156-161), А. Б.Салтыкова (162), Н. Н. Соболева (167). Исследования этих авторов рассматривают народное искусство в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом аспектах.

Так, в монографических трудах В. М. Василенко (34-36) подробно анализируется история народного искусства от истоков ее зарождения до начала 70-х годов XX века.

Широко и многогранно история и современность народного искусства рассматривается в трудах М. А. Ильина, более известного капитальными исследованиями по русской архитектуре. Начиная с книги «Русское декоративное искусство» (64), изданной в 1959 году, историк русского искусства часто выступает со статьями, в которых стремится обозначить пути развития промыслов и промышленного производства, видя в них две стороны современного декоративно-прикладного творчества.

Труды академика Б. А.Рыбакова (153-155) на примере изделий мастеров прошлого исследуют исходную базу единства искусства и ремесла, союз которых определяет и более позднее творчество ремесленников.

Одна из важнейших проблем народного искусства - проблема традиции и новаторства в современных условиях.

Сама по себе традиция - понятие полифоническое. В народном искусстве живут традиции коллективного творчества и индивидуальной личности, потому что, как мудро отмечал Н. Н. Пунин: «Подлинно творческие традиции очень часто не выражаются во внешнем сходстве и в прямых заимствованиях и могут быть скрыты во внутреннем смысле творческого развития художника, его основных тенденциях, иногда даже вовсе не осознаваемых самим художником» (136, с. 63).

Большинство учёных под традиционностью народного искусства понимают древность его образов, форм и приёмов, устойчивость их сохранения и преемственность освоения. Это И. Я. Богуславская (15-21), В. М. Василенко (34-36), B. C. Воронов (45), Т. М. Разина (144-150), Б. А. Рыбаков (153-156) и другие.

В отличие от них М. А. Ильин (65) усматривает в традициях народного искусства лишь прошлое, не видя никаких связей с современностью. По его мнению, в этом заключается отсталость народного искусства (65). С этим нельзя согласиться.

По словам исследователя народного искусства и художественных промыслов В. М. Василенко: «Народное искусство всегда состояло из творчества

индивидуальностей, исповедовавших общие взгляды и общее понимание красоты» (35, с. 294).

Путь формирования и развития традиций в народном искусстве и промыслах, сложившихся исторически под воздействием конкретных социально-экономических, природно-географических и культурных условий, по мысли И. Я. Богуславской, заключается, естественно, ни в одних технических приёмах и мастерстве (например, резьба по кости, ткачество), не исчерпывается лишь орнаментальными мотивами, как в поволжском аканте, холмогорской раковине и т. п. «Уровень современных знаний, - отмечает И. Я. Богуславская, - позволяет рассматривать народное искусство как сложную художественную систему, обладающую специфическими законами строения и развития» (21, с. 25).

Но сколько бы «копий» ни ломалось при разговоре о традициях — их носителем являются люди - мастера, творцы народного искусства. И залогом жизненности успехов искусства народных промыслов является постижение и творческое развитие традиций местного искусства (21, с. 39).

Как величайшую функцию культуры воспринимает традицию П. И. Уткин (179). Он связывает с ней многие устойчивые явления человеческой жизни, которые называют вечными истинами.

В работах И. Я. Богуславской, М. А. Некрасовой и близких к их позиции ученых, художественные промыслы рассматриваются прежде всего как производственная сфера, аналогичная фабрично-заводской и потому мешающая, по мнению исследователей сохранению традиций и развитию творчества мастеров.

Наиболее последовательно эта точка зрения выражена в книге М. А.Некрасовой «Народное искусство как часть культуры» (1983), ставшей обобщением многих статей автора, посвященных народному искусству и художественным промыслам (118).

Определяя степень значимости отдельных форм существования народного творчества и не исключая промыслы из структуры народного искусства, М. А. Некрасова все же отводит промыслам в их организационно сложившемся варианте мастерских или предприятий на последнее (четвертое) место. Она указывает на то, что для промыслов кадры готовятся через профтехшколу или училище, где будущего мастера воспитывают... путём сознательной установки на данный вид творчества», в то время как в настоящем промысле действует, как правило, врождённое (подчёркнуто - А. Т.) классическое видение мира, опыт наследуемого мастерства от отца к сыну, от мастера к мастеру одной деревни, одной школы» (118, с. 343).

Сопоставление разных мнений о художественных промыслах говорит о том, что теоретические положения зачастую далеки от живой практики развития процессов духовной и материальной культуры.

Примерно то же самое происходит с определением роли художника на промысле и с проблемой его подготовки в современной художественной школе. В опубликованных работах по-прежнему соседствуют противоположные мнения о положительном опыте работы художника-профессионала с мастерами народных промыслов и отрицательной практике внедрения образца в производство изделий на промысле.

Между тем, в увеличении положительных примеров деятельности профессионально подготовленного художника на промысле и в художественной школе конкретного центра народного искусства говорит о нарастающей тенденции этого процесса как характерного явления современной культуры.

Опора на национальное духовное богатство в сочетании с бесценным наследием мирового искусства сейчас, пожалуй, «единственная возможность сохранить нашу культуру от полного уничтожения или поглощения попсовым монстром интеркультуры» (96, с. 6).

На различных конференциях, со страниц журналов звучат сегодня тревожные слова о положении современного искусства, нашей культуры. По мысли художника В. Малолеткова: «Экономический кризис в стране, отсутствие на сегодняшний день ясной исторической перспективы, безответственное равнодушное отношение власти к культуре не способствуют гармоничному развитию искусства в целом и прогрессу отдельных его видов» (96, с. 6).

Такие черты перемен последних лет, как раздробленность и мозаичность, возникновение из распада центрированных структур, - называет Е. В. Барабанов (9). Он отмечает противоестественность симбиозов художников, критиков и владельцев галерей, попеременно меняющихся ролями. Вместе с этим, «Те же школы, те же преподаватели, выпускающие из года в год всё также обученных, та же система кланов, та же зависимость художника - от заказа, критика - от заказчика и художника. Всё та же подозрительность к новому со стороны музейных пуристов...» (9, с. 76). Автор объясняет сложившуюся ситуацию тем, что единство культурного пространства и общая система культуры не может перестроиться, трансформироваться и измениться в одночасье. Это длительный исторический процесс. И нет такой культуры, которая обходилась бы без традиций, а традиция, в своей обращенности во внутрь данного общества «есть

1.3.

Глава 1. Художественные промыслы как одна из отраслей специализации

Российской Федерации


§ 1. Художественные промыслы и их сущность

Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.

Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами.
Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.

Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.

Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера — одна из характерных черт народных художественных промыслов.

Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.

Действительно, народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало.
Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба.

Современные художественные промыслы — это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное — «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды.
Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие изменения, которые произошли в нашем обществе.

В то же время художественные промыслы не являются просто одним из компонентов профессионального искусства и примыкающей к нему художественной промышленности. В них следует видеть народные художественные производства, в которых должны быть максимально закреплены, органично развиваться основные традиции народного изобразительного искусства.

Положение художественных промыслов РФ закреплено Федеральным законом
РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года. В статье третьей рассматриваются основные понятия, используемые для целей данного закона. Там же дается определение непосредственно художественных промыслов:

«Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.»

Под изделием народного художественного промысла понимается
«...художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.»

Не стоит также забывать и об изготовителях данных изделий, так как ни в одной другой отрасли промышленности не играет такой значительной роли индивидуальный труд мастера:

«Мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.»

Таким образом, Федеральным законом устанавливается статус народных художественных промыслов. Но, несмотря на то, что им отведена роль одной из форм народного творчества, не стоит забывать, что они также являются и производством.

Эта новая перспективная форма производства позволяет приобщить рядовых мастеров-исполнителей к активной творческой деятельности, полнее использовать их таланты и способности, сочетать производственное тиражирование изделий с варьированием и последовательной отработкой исходного образца или орнаментального мотива, сохранить в серийном повторе проявления индивидуального исполнительного мастерства.


(Если надо)1.2. Исторические корни художественных промыслов нашей страны

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами.
Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной.
Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства.
Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта синкретичность, нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта.

К моменту создания восточнославянского государства — Киевской Руси — ремесла в нем достигли высокого уровня развития.

Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы — декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников- камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и т. д.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера- холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в
Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково, были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были
«черные», «грязные», как, например, гончарство.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество (в частности, браное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое пялочное дело». Основным видом искусства являлось древнерусское шитье — вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся из Руси в другие страны.

Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри.

Значительного развития художественная обработка дерева достигла в великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.

В XV-XVII века выросло и окрепло Русское централизованное государство.
Его столица Москва становится не только политическим, но и культурным центром. Самодержавная власть видела в роскоши и богатстве средство укрепления своего могущества, средство воздействия на умы и души своих подданных. К великокняжескому, а потом и к царскому дворцу съезжаются многочисленные мастера золотых и серебряных дел, иконописцы, костерезы и камнерезы, специалисты обработки дерева, мастерицы шитья. В изделиях царских мастеров художественная сторона предмета начинает оттеснять на второй план его утилитарное назначение.

Развитие товарного обмена приводит к тому, что во многих городах и селах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения. В различных уголках России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы. Создавая изделия на продажу, кустари художественных промыслов были тесно связаны с древними традициями народного искусства, продолжали и развивали эти традиции.

Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-
Сергиевом монастыре в XVI-XVII вв. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.

В XVI-XVII веках славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII веке в
Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. Кроме того, в этом городе жили мастера просечного железа, которые изготовляли узорчатые железные полосы и украшали ими деревянные ларцы и подголовники. На севере, в городе Холмогоры, расцветает косторезное искусство.

XVII век — начало теперь всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка. Набойкой украшали одежду, занавесы, полавочники, знамена и т. д. Некоторые набивные узоры были созданы знаменщиками Оружейной палаты.

В XVIII веке начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.

К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться домашнее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Некоторые из них были надомными, производили товар «на скупщика» (вологодское кружевоплетение, ювелирное дело Красного Села). В других случаях промысел составлял крупное производство фабричного типа — мануфактуру (керамическое производство Гжели, набойка Павловского Посада).
Многие помещики в своих имениях стали создавать художественные мастерские, в которых работали их крепостные, изготовляя на продажу ковры, кружево, узорные ткани.

Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов. Таковы, например, крестецкий и заонежский вышивальные промыслы. вятский кружевной промысел и другие. Многие из них стали обслуживать город, испытывая при этом сильное влияние «ученого» искусства того времени. В других промыслах, бытовавших вдали от промышленных центров и вырабатывавших изделия для села, еще сохранились местные традиционные особенности, отражавшие старые народыне вкусы. Но при всех обстоятельствах в основе художественного кустарного производства оставались творческий ручной труд и виртуозное исполнительское мастерство.

Судьбы народных мастеров были неразрывно связаны с судьбой всего народа России. Передовая русская мысль на протяжении всего XIX века искала пути к улучшению народной жизни. Прогрессивные люди России, чтобы приблизиться к народу, пытались понять его стремления и интересы.

В 80-е годы XIX века в подмосковном имении миллионера С. И. Мамонтова в Абрамцеве была открыта столярная мастерская с целью внедрить старинное крестьянское искусство резьбы по дереву в быт городской интеллигенции.
Аналогичные попытки оказать помощь народным художественным промыслам предпринимались и другими благотворителями и меценатами. Мастерские, подобные абрамцевской, появились в Талашкине, Соломинках и других местах.
Но в изделиях этих мастерских эклектизм и влияние модернизма были выражены еще сильнее.

Поддержать художественные промыслы, оградить кустаря от эксплуатации скупщика неоднократно пытались губернские земства. С этой целью Московским губернским земством в 1885 году был открыт Кустарный музей, который должен был знакомить публику с кустарными изделиями, содействовать их сбыту, пропагандировать прогрессивные методы труда, усовершенствование технологии, новые орудия производства.

Однако все попытки облегчить положение кустаря, защитить народные промыслы от чужеродных влияний, вторжения в них чуждых народу «пошибов» и мещанских вкусов были обречены на провал. Слишком незначительны были все земские мероприятия по сравнению с огромным размахом деятельности кустарной
России, подверженной законам капиталистического развития.

Великая Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Сразу же после ее победы кооперация кустарей становится массовым явлением. Многие ремесленники, желая освободиться от власти скупщиков, объединяются в промысловые артели.

Большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы уже известный Кустарный музей.

В 1925 году на Парижской выставке возрожденное искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера и мастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства. Художественная сторона их изделий стала основной, оттеснив на второй план функции практические и утилитарные.

В 1932 году на базе Кустарного музея был создан Научно- исследовательский институт художественной промышленности, призванный изучать народное искусство и оказывать практическую помощь народным художественным промыслам.

Великая Отечественная война, нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников.

В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и по сей день.

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана
Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

Глава 2. Размещение художественных промыслов на территории РФ


2.1. Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории РФ

Говоря о предприятиях, занимающихся производством изделий народных художественных промыслов, невольно касаешься их исторически сложившихся особенностей размещения на территории РФ. В Федеральном законе, упоминавшемся в первой главе данной работы, дается определение места, на котором размещается тот или иной промысел:

«Место традиционного бытования народного художественного промысла - территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.»

Согласно этому определению, здесь рассмотрены основные предприятия России, занимающиеся художественной промысловой деятельностью.

Для наглядности и с целью показать основные виды промыслов и соответствующие им предприятия, предлагается следующая таблица, после которой следует краткая характеристика каждого производства.

|Вид художественного промысла |Основные предприятия |
|Роспись по дереву |«Семеновская роспись по дереву»|
| | |
| |«Городецкая роспись» |
| |«Хохломская роспись» |
| |«Хохломской художник» |
|Резьба по дереву |«Богородский резчик» |
| |«Идеал» |
| |«Беломорские узоры» |
|Художественная керамика |"Аксинья" |
| |"Дымковская игрушка" |
| |"Скопинская художественная |
| |керамика" |
| |"Турина Гора" |
|Резьба по кости |"Холмогорская резьба по кости |
| |им. Ломоносова" |
| |"Уэленская косторезная |
| |мастерская" |
| |"НХП-Магадан" |
|Художественная обработка камня |ТОО "Самоцветы" |
| |"Уральский камнерез" |
| |Государственное унитарное |
| |предприятие |
| |"Калининградский янтарный |
| |комбинат" |
| |"Альк" |
|Художественная обработка металла|"Северная чернь" |
| |"Павловский завод им. Кирова" |
| |"Возрождение" |
|Декоративная роспись на металле |"Метальная лавка" |
| |"Жестовская фабрика |
| |декоративных изделий" |
|Лаковая живопись |Холуйская лаковая живопись |
| |"Финист" |
|Вышивка |"Мстерская вышивка" |
| |"Ивановская строчевышивальная |
| |фабрика" |
| |"Тарусская вышивка" |
|Кружевоплетение |"Елецкие кружева" |
| |"Крестецкая строчка" |
| |"Снежинка" |
|Узорное ткачество |"Гипюр" |
|Художественные изделия из |"Томский умелец" |
|бересты, лозы и соломки |"Сыктывкарское предприятие НХП"|
|Изделия из фарфора и фаянса |"Феникс" |
| |"Сысертский фарфор" |
| |"Гжель" |
|Роспись по ткани |"Камелия" |
| |"Кунцево" |
| |"Русский батик" |


«Семеновская роспись»

С давних времен в России была широко известна семеновская деревянная ложка с особым типом росписи. Именно на основе традиции ложечной росписи в
1930-е годы возникло производство семеновской токарной матрешки. В настоящее время ее выпускает фабрика «Семеновская роспись», созданная в
1970 году на базе фабрики «Сувенир».

Расписная многоместная матрешка, иногда состоящая из 15-18 кукол, стала символом русского народного искусства. Роспись матрешки выполняется анилиновыми красителями. Художники располагают цветы по всей поверхности изделия, добиваясь законченной композиции. Характерная деталь росписи — букетик цветов в руках у матрешки.

Фабрика изготавливает также сувенирные игрушки, берестяные и инкрустированные соломкой изделия, подставки, бочата, кадочки, ковши, бураки.

Семеновская игрушка — один из наиболее известных русских сувениров.
Изделия промысла неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, широко представлены во многих ведущих музеях страны.

«Городецкая роспись»

Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел
Нижегородского края, появившийся в 40-х годах XIX века в деревнях, расположенных по реке Узола, близ города Городца. Росписью, скобчатой резьбой и инкрустацией из мореного дуба мастера украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки
(круглые коробки) и детские стульчики.

Обязательной частью композиции городецкой росписи являются пышные гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, колокольчики, и разнообразные птицы, олицетворяющие счастье.

Но главным «героем» городецкого промысла был и остается «конь-огонь» с необыкновенной, смело изогнутой и подчеркнуто вытянутой шеей.

Художники часто используют в росписи сюжеты из городской жизни.
Мастера любят изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах (с колоннами, старинными настенными часами, высокими окнами, украшенными пышными занавесками).

Современные мастера фабрики «Городецкая роспись» успешно продолжают развивать традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт молодому поколению.

В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. На фабрике работает иконописная мастерская, в которой искусно возрождается технология иконописи XIV века.

Знаменитый народный художественный промысел городецкой росписи известен не только в России, но и во многих странах мира.

«Хохломская роспись»

Север Нижегородской губернии издавна знаменит мастерством обработки дерева. Именно здесь во второй половине XVII века в Семеновском округе в деревнях близ торгового села Хохлома возник один из замечательных русских народных промыслов — изготовление деревянной токарной посуды с декоративной росписью, получившей название «хохломской». Первые упоминания о расписной посуде относятся к 1659 году.

Особые технологические приемы и своеобразие хохломской росписи сложились в XIX веке, а с начала XX века промысел сосредоточился в двух центрах — в городе Семенове и поселке Семине.

В 1931 году в городе Семенове было основано предприятие по выпуску изделий с хохломской росписью, на базе которого в 1971 году создано крупное художественное объединение «Хохломская роспись».

В ассортименте объединения более 200 наименований изделий. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, резные ковши и братины (ковши для вина), расписная мебель, подсвечники, панно, вазы, поставки, бочата.

Творческая лаборатория, организованная в 1964 году ведущими художниками промысла, ежегодно разрабатывает 20-25 новых видов изделий. В объединении ведется работа по совершенствованию технологий, создаются новые композиции хохломского орнамента.

На промысле работает более 400 художников, из них 200 человек — высококвалифицированные мастера, формирующие художественную направленность искусства хохломы и разрабатывающие авторские уникальные изделия. К творческой работе привлекается все больше талантливой молодежи.

Молодому поколению художников передают секреты мастерства настоящие профессионалы. Многие из них удостоены почетных званий лауреатов
Государственной премии Российской Федерации имени И. Е. Репина, заслуженных работников культуры, заслуженных и народных художников Российской
Федерации.

"Хохломской художник"

Всемирно известная хохломская роспись родилась в крестьянском быту лесных деревень Заволжья.

Традиции искусства росписи деревянных изделий продолжают развиваться на Ковернинском ТПО «Хохломский художник», которое возникло в марте 1919 года на родине хохломского промысла.

Выработанная веками оригинальная техника «золотой» окраски изделий сохранилась до настоящего времени. Классическое сочетание золота с киноварью и черным цветом, составляющее основу колорита хохломских изделий, мастера тактично дополняют коричневым, желтым и зеленым цветами. Художники промысла используют кистевые приемы письма без применения трафарета или предварительного нанесения рисунка. Наиболее характерным является тонкое
«травное письмо».

Ассортимент изделий насчитывает более 140 наименований. Это поставки, бочата, чаши, братины, наборы для супа, салата, резные ковши, а также расписная мебель — журнальные столики, табуреты. Изделия, выпускаемые объединением, украшают интерьеры жилых помещений, их дарят близким с пожеланием счастья, они стали популярными русскими сувенирами.

«Богородский резчик»

Богородская резьба по дереву — знаменитый народный промысел
Подмосковья, зародившийся в середине XVII века в селе Богородское, расположенном вблизи от знаменитого Троице-Сергиева монастыря.

Многим с детства знакома богородская игрушка из белой не-окрашенной древесины липы. Особенно интересны изделия с движением — на планках, с балансом и кнопкой. Такие незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления преображают игрушку, как бы оживляют ее, делают выразительной и привлекательной.

Игрушка «Кузнецы» стала символом промысла. Стоит подвигать планками — и тут же начинается бойкая работа, в такт застучат по наковальне молоточки.
Изображение этой игрушки является в настоящее время зарегистрированным товарным знаком предприятия «Богородский резчик».

В 1913 году в селе Богородское при поддержке земства была организована
Кустарная игрушечно-резная артель, которая в 1923 году получила название
«Богородский резчик». В 1961 году артель была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы, а в 1993 году предприятие вновь получило название «Богородский резчик».

В настоящее время 200 мастеров предприятия — резчиков по дереву, росписчиков, сборщиков игрушек — выпускают более 500 наименований изделий: произведения мелкой пластики, игрушки традиционных форм, декоративную скульптуру. Ежегодно осваивается более 50 новых видов продукции.
Многообразны сюжеты и формы современной богородской резьбы. В последнее время на предприятии возрождается сергиево-посадская традиция многоцветной росписи резных изделий.

Народный промысел «Богородский резчик» знаменит не только в России, но и далеко за ее пределами.

«Идеал»

Промысел сформировался на основе разрозненных артелей, существовавших с 1937 года.

Производство изделий из капа и капокорня (наросты на стволах и корнях березы, ольхи и липы) возникло на вятской земле в XVIII веке. Основное художественное средство обработки одного из самых редких и красивых поделочных материалов — выделение декоративных свойств его текстуры лакированием и полировкой.

Современные мастера промысла изготавливают шкатулки, портсигары, коробочки и футляры, владеют мастерством создания музыкальных шкатулок, ларцов с «секретами» — потайными ящичками. Геометрическая резьба по дереву украшает шкатулки, ларчики и современную кухонную утварь. Инкрустация ржаной соломкой применяется при изготовлении шкатулок, коробочек и декоративных панно. Изысканность геометрической резьбы, шелковисто- перламутровый блеск соломы и тепло ее цвета придают изделиям неповторимую прелесть. Кухонную утварь мастера промысла декорируют традиционной для
Вятки свободной кистевой живописью или орнаментами «сундучной» росписи. В работах из можжевельника, отличающихся простотой и лаконичностью форм, сохраняются природный цвет материала, его антисептические качества.

Изделия промысла с успехом экспонируются на отечественных и международных выставках.

«Беломорские узоры»

Народные умельцы Русского Севера издавна славились искусством обработки дерева, с XVIII века — архангельскими изделиями золотного шитья, узорного ручного ткачества, ручного вязания, с XIX века — замечательной глиняной игрушкой, получившей название «Каргопольская игрушка» (по названию города Каргополя Архангельской области).

В 1968 году с целью возрождения, сохранения и дальнейшего развития народных ремесел Русского Севера в городе Архангельске было создано предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

В ассортимент предприятия включено около 300 изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения.

Творческий коллектив художников и мастеров постоянно работает над обновлением ассортимента, создает новые образцы массовой продукции и уникальные высокохудожественные произведения.

Изделия предприятия НХП "Беломорские узоры" неоднократно экспонировались на выставках и ярмарках. Туристы, посещая город
Архангельск, обязательно покупают на память работы местных мастеров.

«Аксинья»

Предприятие, основанное в 1972 году, выпускает изделия художественного фаянса из экологически чистых материалов с росписью в традициях казачьего края.

Донской фаянс отличается яркой художественно-стилевой направленностью, оригинальностью форм изделий, нарядной кистевой росписью растительного орнамента. Предприятие изготавливает кофейные и чайные сервизы, наборы для десерта, салатники, шкатулки, настенные тарелки, фруктовницы, сырные доски, скульптуры малых форм, напольные вазы.

Особое направление в развитии промысла — расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепными жанровыми скульптурными композициями.

Семикаракорский фаянс постоянно экспонируется на отечественных и международных выставках-ярмарках, пользуется устойчивым покупательским спросом.

«Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка — одно из уникальных явлений народного искусства
России. Самостоятельное значение промысел приобрел в XIX веке. Название игрушки связано с местом изготовления — слободой Дымково (ныне — район города Кирова). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре.

Предельная обобщенность силуэта, острая подчеркнутость деталей, яркая орнаментальная роспись обусловили непреходящее художественное значение глиняных фигурок, уже переставших выполнять роль игрушек и прочно вошедших в современный быт в качестве украшения жилого интерьера. Наиболее характерны женские фигуры — "барышни", "кормилицы", "водоноски". Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни; декоративной скульптуре, изображающей птиц и животных.

Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону. В основе росписи — геометрический орнамент из колец, овалов и клеток и яркая контрастная цветовая гамма синего и желтого, малинового и зеленого, черного и белого, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги — потали.

Творческий потенциал коллектива промысла достаточно высок. Его славу составили заслуженные художники Российской Федерации, лауреаты
Государственной премии Российской Федерации имени И. Е. Репина, потомственные династии ведущих мастериц.

Блестящие образцы дымковской игрушки экспонируются на отечественных и международных выставках, хранятся в ведущих музеях страны и мира.

«Скопинская художественная керамика»

Город Скопин — центр народного искусства Рязанской земли. Еще во времена Киевской Руси в местах, где позже возник город Скопин, изготавливали глиняную посуду из местной светложгущейся глины.

Мастера применяли разную технику исполнения — гончарство, ручную лепку, литье в гипсовые формы с ручной доработкой, способ полусухого прессования.

Своеобразна тематика росписи изделий. Наряду с воспроизведением реально существующих птиц, животных и человека часто изображаются фантастические, сказочные, былинные персонажи. Особенно любимы в скопинской керамике драконы, львы, медведи, полканы, птица скопа, сказочные сирены и алконост.

Орнамент, в основном геометрического рисунка, наносится способом гравировки по сырой глине всевозможными стеками, штампиками, шестеренками.

Большой талант, настоящая одержимость, фантазия и виртуозное мастерство гончаров помогли бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики.

Предприятие выпускает декоративные квасники, кумганы, сосуды, кувшины, подсвечники, вазы, чайники, кружки, масленки, салфетницы, пепельницы, карандашницы, изразцы для каминов и другие изделия.

Промысел "Скопинская художественная керамика" — постоянный участник региональных, областных, городских, а также международных выставок.
Продукцию промысла можно увидеть в музеях Монреаля, Парижа, Берлина и других городов мира.

«Турина Гора»

Фирма, образованная как творческая мастерская в 1988 году, производит декоративную керамику по собственным разработкам: вазы, кружки, сувениры, мелкую пластику, украшения, садово-парковую скульптуру; выпускает малыми сериями кофейные, чайные и столовые сервизы.

Основной материал — белая майолика, фаянс, шамотные массы. Большинство технологических процессов выполняется вручную.

В декоре изделий используются импровизационные композиции на языческие темы, славянские и азиатские орнаменты, пейзажи сибирской деревни,
Алтайского края. Росписи выполняются только вручную кистью, декорируются процарапыванием иглой.

Изделия фирмы экспонировались на выставках в Москве и Новосибирске, а также за рубежом — в Китае, Польше, Германии.

«Холмогорская резьба по кости им. Ломоносова»

На севере Архангельской области в окрестностях Холмогор уже в XII—XIII веках сложились традиции своеобразной ажурной резьбы по кости.

В настоящее время в селе Ломоносово работает большой и талантливый коллектив резчиков по кости, искусство которых широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Все мастера, работающие на промысле, получают специальное образование в художественной школе резьбы по кости, которой принадлежит ведущая роль в формировании будущих резчиков. С организации школы в 1930 году и началась новая жизнь традиционного искусства — ее выпускники составили творческий коллектив, возродивший промысел.

Мастера изготавливают уникальные высокохудожественные изделия: большие вазы и кубки, ларцы, шкатулки, секретеры, ювелирные украшения, а также предметы быта: крючки для вязания, ножи для разрезания бумаги, заколки для волос, шпильки, гребни, броши, серьги, ручки и многое другое. Выполненные в лучших традициях промысла, они в то же время отражают современные тенденции декоративного народного искусства.

Работы холмогорских резчиков отмечены многими наградами международных и отечественных выставок, экспонируются в ведущих музеях страны.

«Уэленская косторезная мастерская»

Мастерская, созданная в 1931 году, объединила чукотских и эскимосских мастеров-косторезов, увлеченно занимающихся скульптурой или специализирующихся на украшении кости цветной гравировкой. Скульптуры, выполненные в лаконичной и выразительной манере, представляют собой многофигурные композиции, изображающие сцены из жизни народов Севера — охоту, ловлю оленей, оленьи и собачьи упряжки.

Уникальная техника цветной гравировки по клыку моржа создана в Уэлене в начале века и применяется только местными косторезами.

Цветная гравировка украшает карандашницы, письменные наборы, ножи для бумаги, женские украшения, брелоки. Уникальные гравюры повествуют об исторических событиях, о суровой жизни в тундре, современных изменениях в жизни народов Чукотки.

Работы талантливых мастеров резьбы глубоко индивидуальны, в них лиризм сочетается с экспрессией, традиции — с современными тенденциями развития косторезного искусства.

Многие мастера удостоены почетного звания заслуженного художника
Российской Федерации, являются лауреатами Государственной премии Российской
Федерации имени И. Е. Репина.

«НХП-Магадан»

Предприятие организовано на базе Магаданской фабрики резьбы по кости и рогу, основанной в 1965 году.

В творчестве художников промысла прослеживаются два основных направления. Одно из них — объемная резьба из моржовой, мамонтовой, поделочной кости и рога оленя фигурок животных, развернутых композиций, шахмат, брелоков, национальной скульптуры (пеликенов), женских украшений из кости в сочетании с замшей, мехом. Второе — плоскостная цветная гравировка на моржовых клыках на темы жизни народов Севера.

Сюжетная гравировка — традиционное художественное направление в искусстве северных народов — похожа на рассказ в цветных рисунках. Объемная резьба и сюжетная гравировка применяются как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

Мастера-косторезы постоянно находят новые художественные решения в работе с оленьим рогом, соединяя его декоративно окрашенные поперечные срезы в объемные табакерки, шкатулки, карандашницы, пороховницы.

Изделия промысла с успехом экспонируются на отечественных и международных выставках.

ТОО «Самоцветы»

В 1994 году индивидуально работавшие мастера ювелирного и камнерезного производств Новотроицка Оренбургской области объединились — так появилось
ТОО "Самоцветы".

Молодое предприятие сохраняет традиции камнерезного и ювелирного искусства Урала. Художественный вкус и профессионализм мастеров проявляются в культуре обработки камня, умении выявить природную красоту уральских самоцветов и поделочных камней, подобрать к их узору соответствующее оформление и при этом сохранить доминирующую роль камня в художественном решении изделия.

Мастера в совершенстве владеют различными приемами художественной обработки камня и сложными видами ювелирной ручной обработки металла — техникой филиграни, зерни и другими, а также — монтировкой изделий.

Самобытная продукция промысла постоянно экспонируется на отечественных и зарубежных выставках, неизменно получая высокую оценку специалистов и любителей.

«Уральский камнерез»

Предприятие сформировалось на базе товариществ резчиков по камню, возникших в 1928 году.

Современный промысел специализируется на выпуске анималистической скульптуры малых форм, декоративных ваз, подсвечников, туалетных коробочек, пепельниц, лоточков из мягкого камня — кальцита, тальпохлорита, золотисто- розового селенита.

Художники промысла искусно используют и живописно воссоздают сценки и образы из любимых уральских сказок.

Виртуозное владение секретами своей профессии и, конечно, природные свойства камня позволяют умельцам создавать уникальные произведения искусства. Лучшие работы уральских камнерезов экспонируются на отечественных и международных выставках, хранятся в ведущих музеях страны, экспортируются в 36 стран мира.

ГУП «Калининградский янтарный комбинат»

Легендами и преданиями окутана история балтийского самоцвета, прославившегося еще в древности своей красотой, необыкновенными лечебными свойствами.

На берегу Балтики у поселка Янтарный Калининградской области находится крупнейшее в мире месторождение янтаря, залежи которого составляют более 90 процентов разведанных мировых запасов. В июне 1947 года на уникальном месторождении был создан комбинат по добыче янтаря и производству из этого солнечного камня промышленной продукции. Его становление проходило в исключительно сложных условиях. Сороковые и пятидесятые годы были годами реконструкции предприятия и поиска новых технологий изготовления бус, ошкуровки и прессования янтаря. Для карьера закупили современное оборудование, позволившее значительно увеличить добычу балтийского самоцвета.

В 1951 году была организована художественная мастерская, ставшая школой мастеров янтарного производства. Ее художники создали особое направление обработки солнечного камня со своими традициями и неповторимым творческим почерком.

Изделия, соединившие изумительные природные качества янтаря с полетом фантазии художника, широко известны всему миру. Они пользуются огромным покупательским спросом как в нашей стране, так и за рубежом. С 1957 года предприятие принимает участие в международных выставках. Продукция экспортируется во многие страны Европы и Америки, Ближнего Востока и Азии.
Комбинат выпускает более 600 наименований ювелирных изделий из янтаря в золоте, серебре, латуни и мельхиоре. Янтарные бусы и ожерелья, серьги и кольца, браслеты и кулоны, сувениры и мундштуки неизменно радуют своей теплой солнечной цветовой гаммой. Но немногие знают, что при химической переработке мелких фракций янтаря и отходов производства получают плавленый янтарь, янтарное масло и янтарную кислоту. Уникальные продукты переработки янтаря также предлагаются вниманию покупателей.

«Альк»

Производственно-коммерческое предприятие "Альк" создано в 1991 году.

Предприятие выпускает ювелирные украшения и изделия из янтаря: бусы, камеи, геммы, шкатулки, подсвечники, резные скульптуры. Разнообразие художественных находок, богатый ассортимент и высокое качество исполнения отвечают самым высоким требованиям и вкусам любителей солнечного камня.

Промысел объединяет свыше тридцати ювелиров-художников, незаурядный талант и профессионализм которых позволяют создавать прекрасные образцы ювелирного искусства. На промысле работает школа, готовящая молодое поколение.

Красоту ювелирных изделий высоко оценили любители янтаря в Польше,
Германии, Японии и многих других странах.

С 1995 года предприятие является членом Гильдии Российской палаты высокохудожественных производств.

«Северная чернь»

Уникальный народный художественный промысел изготовления серебряных изделий возник в городе Великий Устюг во второй половине XVII века. Долгие годы секреты мастерства передавались по наследству.

Лишь в конце 80-х годов прошлого столетия знаменитый устюжский мастер
М. И. Кошков раскрыл тайны своего искусства племяннику М. П. Чиркову, который в 1934 году передал секрет черневого сплава промысловой артели.
Позже на базе артели был создан завод "Северная чернь". Умельцы завода
"Северная чернь" берегут и развивают традици


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: