1. Что изучает социология личноcти и чем отличается ее подход к личности от философии и социальной психологии?
2. Как определяется понятие «личность» и какое значение имеет это определение для теории и практики?
3. Как соотносятся социальная детерминация и социальная активность личности?
4. Какое значение имеет для социологии социальная типология личности?
5. Что понимается под менталитетом россиянина и каково его значение для становления новой российской государственности?
6. Что такое социальный контроль? Каковы элементы социального контроля?
7. Чем отличается социальный контроль в малой и большой группах: семье и касте?
8. Каковы формы социальных отклонений в обществе?
5. Найдите достоинства и недостатки теорий, объясняющих причины девиации.
6. Приведите примеры культурно одобряемого отклонения.
7. Какова роль социализации в объяснении девиантного поведения?
8. Приведите примеры разрыва целей и средств, характеризующих девиантное поведение в современной России.
|
|
9. Подберите примеры, иллюстрирующие типологию девиантного поведения Р. Мертона.
Тема 8. Социальные институты
1.Что такое институциональный подход к анализу социальных явлений? В чем его суть?
2. Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социологии?
3.В чем заключается предмет институциональной социологии?
4. В чем состоят причины дифференциации и специализации социальных институтов?
5. Что такое экономический институт и в чем противоречивость его анализа в современной западной и отечественной социологической литературе? Охарактеризуйте известные вам трактовки экономического института.
6. Как осуществлялось становление института собственности и какие формы он обрел в настоящее время?
7. Что представляет собой институт рынка? Охарактеризуйте особенности институционализации рынка.
8. Каковы основные задачи изучения производства в качестве социального института?
9. Что такое политическая власть, чем она отличается от государственной, какие типы политической власти выделяются в социологии?
10. Почему государство можно назвать «институтом институтов»? Какие функции и как оно выполняет?
11. Как соотносятся гражданское общество и правовое государство? Рассмотрите этот вопрос на примере России.