для педагогики существенным выступает тот факт, что, разрабатывая проблему активности человека как субъекта познания, Кант не только противопоставил ценностно- практическое сознание теоретическому, но и вывел первое за пределы гносеологии. В результате мир человека с его несовместимыми способностями познания и желания оказался как бы разорванным на несвязанные между собой царства механической необходимости и нравственной свободы, абстрактного познания и духовных ценностей. Распался идеал и смысл человеческой жизни на сущее и должное, как сама кантовская философия на гносеологию. Следовательно, из математических закономерностей и механического движения в природе невозможно вывести высшие цели человеческого бытия и законы его духовно-нравственной деятельности. Поэтому в качестве единственно возможной основы их взаимосвязи Кант обращается к принципу целесообразности. Мы видим у Канта чёткое различение сфер познания, оценки и ценности, отнесённых, соответственно, к гносеологии, эстетике и этике. Обособление, вплоть до противопоставления гносеологии (учение о познании), этики (о сверхчувственных ценностях) и эстетики (об оценочном суждении вкуса), было необходимо Канту для выявления их специфики, что определённым образом сказалось на обособлении познавательных и оценочных процессов в образовании.
Завершая анализ становления ценностных ориентаций, можно выделить те ценности, которые признавались в аксиологии независимо от того, был ли подход трансценденталистский, натуралистический или диалектико- материалистический. Таблица 1 свидетельствует о том, что такими ценностями являются истина, добро, красота, познание, как ярко выраженные в каждой философской концепции. Ценности - человек, труд, отечество как самостоятельные, обозначены в философских концепциях диалектико- материалистического подхода, однако они как бы вырастают из ранее обозначаемых ценностей счастья, творчества, свободы. Следовательно, анализ становления ценностей позволяет выделить те из них, которые представляются в аксиологии как общечеловеческие и характеризуют собой социальную доминанту ориентации во все времена развития общества. Подлинным открытием ценностного видения мира стала философия русского религиозного ренессанса. Она раскрывала в общечеловеческих ценностях духовное содержание как внутреннюю основу человеческого всеединства. Увидев ценностные начала человеческого бытия не в познающем мировом разуме, а в божественной духовности, русские философы (от В.С.Соловьёва до Н.О. Лосского) показали глубинную взаимосвязь и органическое единство великой триады века: Дух – Свобода – Личность
Изучая различные философские подходы к определению сущностных связей - ценность – личность - общество, - нельзя обойти философскую мысль Н.А.Бердяева. Все его руды, запечатлевшие бескомпромиссные искания истины, сначала в марксизме, а затем в религиозной, близкой к Электронное научное издание "Аксиология и инноватика образования" 20Методология аксиологии экзистенциализму «философии персонализма», - это размышления о творческом признании человека, о рабстве и свободе, о судьбе человека в современном мире [1]. Свою философию Бердяев часто называл «антропологической», то есть философией, центрированной на проблеме человека и основанной на живом духовном опыте. При этом он четко разделял понятия «индивидуум» и «личность». Индивидуум, согласно мысли Бердяева, есть категория натуралистически-биологическая. Индивидуум – это всегда осколок целого, часть природы и общества. Личность, напротив, не может быть частью, она всегда целое. Личность тем и отличается от всего частного и частичного, что она способна заключать в себе универсальное и потому быть соотнесенной природе, обществу, Богу. Основа личности, а вместе с ней и достоинство человека, коренится в свободе. Духовность, по мнению Бердяева, - это не составная часть человеческой природы, но высшая качественная ценность, существо человечности в человеке. Именно поэтому духовность всегда есть обретение внутренней силы сопротивления части мира и общества над человеком. Дух и духовность творчески перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл. Бездуховность, напротив, – это всегда бесчеловечность, зависимость от внешнего, рабство человека. Таким рабством может стать не только тоталитарная организация всей жизни государством, но и любое «торжество», предполагающее отказ человека от самого себя, от своей свободы, от самостоятельного поиска личности, справедливости, правды. Русская духовная, философская культура не приемлет интонации изверившегося пессимизма и цинизма, и даже немыслимость ее страданий не порождает отчаяния. Требуется несомненный подвиг мысли, чтобы, пройдя путями сомнений и внутренних терзаний, последовательно и неуклонно сохранять верность теме человеческого универсализма.
Русская философская мысль никогда не отвлекалась, не «абстрагировалась» в своих исканиях от человеческого содержания мира, мысль в ней всегда исполнена гуманистического содержания. Только в контексте этой реальности могут быть поняты знаменитые слова Ф.М.Достоевского: «Красота есть великая сила, и она мир спасет». Созидание, а не только созерцание красоты необходимо человеку. Созидание не только внешнее, для других, но и внутри себя, стремление к истине, добру и красоте спасет мир и человека. Именно этой реальностью, существованием внутреннего богатого духа, реальностью ранимой, удивительно хрупкой и, что важнее всего, онтологически неискоренимой.