Содержание Российской и Немецкой теорий ценностей (Ф.М. Достоевский, В,С, Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И. Кант, А. Маслоу)

для педагогики существенным выступает тот факт, что, разрабатывая проблему активности человека как субъекта познания, Кант не только противопоставил ценностно- практическое сознание теоретическому, но и вывел первое за пределы гносеологии. В результате мир человека с его несовместимыми способностями познания и желания оказался как бы разорванным на несвязанные между собой царства механической необходимости и нравственной свободы, абстрактного познания и духовных ценностей. Распался идеал и смысл человеческой жизни на сущее и должное, как сама кантовская философия на гносеологию. Следовательно, из математических закономерностей и механического движения в природе невозможно вывести высшие цели человеческого бытия и законы его духовно-нравственной деятельности. Поэтому в качестве единственно возможной основы их взаимосвязи Кант обращается к принципу целесообразности. Мы видим у Канта чёткое различение сфер познания, оценки и ценности, отнесённых, соответственно, к гносеологии, эстетике и этике. Обособление, вплоть до противопоставления гносеологии (учение о познании), этики (о сверхчувственных ценностях) и эстетики (об оценочном суждении вкуса), было необходимо Канту для выявления их специфики, что определённым образом сказалось на обособлении познавательных и оценочных процессов в образовании.

Завершая анализ становления ценностных ориентаций, можно выделить те ценности, которые признавались в аксиологии независимо от того, был ли подход трансценденталистский, натуралистический или диалектико- материалистический. Таблица 1 свидетельствует о том, что такими ценностями являются истина, добро, красота, познание, как ярко выраженные в каждой философской концепции. Ценности - человек, труд, отечество как самостоятельные, обозначены в философских концепциях диалектико- материалистического подхода, однако они как бы вырастают из ранее обозначаемых ценностей счастья, творчества, свободы. Следовательно, анализ становления ценностей позволяет выделить те из них, которые представляются в аксиологии как общечеловеческие и характеризуют собой социальную доминанту ориентации во все времена развития общества. Подлинным открытием ценностного видения мира стала философия русского религиозного ренессанса. Она раскрывала в общечеловеческих ценностях духовное содержание как внутреннюю основу человеческого всеединства. Увидев ценностные начала человеческого бытия не в познающем мировом разуме, а в божественной духовности, русские философы (от В.С.Соловьёва до Н.О. Лосского) показали глубинную взаимосвязь и органическое единство великой триады века: Дух – Свобода – Личность

Изучая различные философские подходы к определению сущностных связей - ценность – личность - общество, - нельзя обойти философскую мысль Н.А.Бердяева. Все его руды, запечатлевшие бескомпромиссные искания истины, сначала в марксизме, а затем в религиозной, близкой к Электронное научное издание "Аксиология и инноватика образования" 20Методология аксиологии экзистенциализму «философии персонализма», - это размышления о творческом признании человека, о рабстве и свободе, о судьбе человека в современном мире [1]. Свою философию Бердяев часто называл «антропологической», то есть философией, центрированной на проблеме человека и основанной на живом духовном опыте. При этом он четко разделял понятия «индивидуум» и «личность». Индивидуум, согласно мысли Бердяева, есть категория натуралистически-биологическая. Индивидуум – это всегда осколок целого, часть природы и общества. Личность, напротив, не может быть частью, она всегда целое. Личность тем и отличается от всего частного и частичного, что она способна заключать в себе универсальное и потому быть соотнесенной природе, обществу, Богу. Основа личности, а вместе с ней и достоинство человека, коренится в свободе. Духовность, по мнению Бердяева, - это не составная часть человеческой природы, но высшая качественная ценность, существо человечности в человеке. Именно поэтому духовность всегда есть обретение внутренней силы сопротивления части мира и общества над человеком. Дух и духовность творчески перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл. Бездуховность, напротив, – это всегда бесчеловечность, зависимость от внешнего, рабство человека. Таким рабством может стать не только тоталитарная организация всей жизни государством, но и любое «торжество», предполагающее отказ человека от самого себя, от своей свободы, от самостоятельного поиска личности, справедливости, правды. Русская духовная, философская культура не приемлет интонации изверившегося пессимизма и цинизма, и даже немыслимость ее страданий не порождает отчаяния. Требуется несомненный подвиг мысли, чтобы, пройдя путями сомнений и внутренних терзаний, последовательно и неуклонно сохранять верность теме человеческого универсализма.

Русская философская мысль никогда не отвлекалась, не «абстрагировалась» в своих исканиях от человеческого содержания мира, мысль в ней всегда исполнена гуманистического содержания. Только в контексте этой реальности могут быть поняты знаменитые слова Ф.М.Достоевского: «Красота есть великая сила, и она мир спасет». Созидание, а не только созерцание красоты необходимо человеку. Созидание не только внешнее, для других, но и внутри себя, стремление к истине, добру и красоте спасет мир и человека. Именно этой реальностью, существованием внутреннего богатого духа, реальностью ранимой, удивительно хрупкой и, что важнее всего, онтологически неискоренимой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: