Содержание понятия «культура» в интерпретации разных авторов: Н.К. Рериха, Ф. Энгельса, И. Хейзинга, Н. Бердяева, О. Шпенглера, П. Сорокина

К области Культуры мы можем отнести, прежде всего, те проявления человеческого духа, которые как бы сами собой изливались из таинственных глубин самого человека и были естественны для него. Они носили природный характер, без них человек не мог бы оставаться человеком. Песня и музыка, художество во всех его проявлениях, различные культуры, этические моменты, поэзия и многое другое, появились вместе с человеком, росли и развивались параллельно с его сознанием. В отличии от цивилизации, творимой человеческими руками и рассудком, дух Культуры складывается как бы сам собой, создавая удивительные и прекрасные узоры великого творчества.В очерках Н.К. Рериха о Культуре четкость научного мышления удивительно сочетается с поэтичной образностью формы, демонстрируя, опять же, метод Востока - с помощью прекрасных символов говорить о понятиях изначальных, духовных и, в большинстве своем, человечеством не понятых.Вот некоторые определения Культуры, данные Н.К. Рерихом: «Культура - есть почитание света. Культура - есть любовь к человеку. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце»[2].Научность этих определений уже подтверждается исследованиями последних лет в области физики тонких энергий, в кибернетике.В середине 19 века, анализируя механизм деятельности, Ф. Энгельс подводит к определению культуры как результат социально-значимой человеческой деятельности.Понятие культуры для Xейзинга связано прежде всего с самосознанием свободного, нравственно ответственного индивида как члена человеческого коллектива. Высокий уровень культуры в ту или иную эпоху обеспечивается равновесием между духовными и материальными ценностями:не “абсолютной” высотой, достигнутой культурой либо отдельным ее фактором (религией, искусством,техникой и др.), а согласованностью культурных функций, положительно сказывающейся на прочности структуры, на стиле и ритме жизни данного общества.Если у Шпенглера трагедия культуры начинается лишь с ростом цивилизации, то Бердяев смотрит на вещи глубже. Как и Шпенглер, Бердяев видит, какую опасность несут для культуры те формы цивилизации, которые заявили о себе в начале ХХ века. Однако уже в самой сущности культуры кроется начало, ограничивающее и притягивающее вниз творческий порыв духа. Культура и ее формы нередко противостоят личности как нечто принудительное и сковывающее творческую свободу. Это оберегает от опасного произвола и своеволия (и тогда это благо), но здесь же кроются и существенные ограничения творческой свободы. Как понять эту "принудительную" и отчасти обезличивающую роль культуры? У Гегеля все объясняется изначально безличной и рациональной природой культуры. Но Бердяев не приемлет такого объяснения."Всякая великая культура, - пишет П.А. Сорокин, - есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры". Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: