Существует теория, согласно которой потребность в лидере зависит от уровня зрелости группы и ее членов. Теория жизненного цикла лидерства,
которую разработали Херси и Бланшар (Hersey &. Blanchard, 1969), отражена на рисунке 8.2. Эта модель описывает множество ситуаций. В нижней части схемы вы видите изменения, которые Херси и Бланшар называют готовностью. Каждый из четырех уровней готовности связан с конкретными действиями лидера, степень участия которого в управлении уменьшается с развитием группы.
Теория совмещает идеи ориентированного на задачу и на отношения лидерства и описывает четыре типа действий лидера. Приказ (С1) — высокая ориентация на задачу и низкая — на отношения. Этот стиль предполагает директивное поведение и подходит для групп, которые находятся на уровне П — неспособны и не хотят развиваться. Продажа (С2) предполагает высокую ориентацию и на задачу, и на отношения и подходит для групп, достигших ста-
дни, на которой они еще не могут развиваться, но хотят это делать (Г2). Участие (СЗ) предполагает низкую ориентацию на задачу и высокую — на отношения; здесь лидер принимает решение совместно с группой, которая перешла на стадию готовности ГЗ — могут, но не хотят управлять собственным развитием. И, наконец, когда группа достигает высшего уровня зрелости (Г4), вступает в дело четвертый стиль лидерства — передача полномочий (С4), когда лидер передает свои функции группе, которая может и хочет управлять собой. Эта теория утверждает, что лидер особенно нужен группе на начальных этапах развития, а затем, по мере развития, потребность в лидере отпадает.
|
|
ЭФФЕКТИВНЫЕ СТИЛИ
Высокая ориентация на отношения и на задачу |
Высокая
ориентация на отношения
\ |
i i ш ЕЕ S° |
и низкая на задачу
Высокая ориентация на задачу и низкая на отношения |
Низкая ориентация на отношения / и на задачу
_ПОВЕДЕНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННО^ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ |
IV
Низкое- |
- Высокое
Зрелые |
Незрелые
Рис. 8.2. Ситуационная модель лидерства
Источник: Napier, Rodney W. and Matti К. Gershenfeld, Groups: Theory and Experience, 5-е издание. Copyright © 1993 Houghton Mifflin Company. Права соблюдены.