Социально-психологическая стратегия изучения личности

Личность в системе социальных отношений.

В системе социальных отношений люди проявляют себя через социальные статусы, которые они занимают, и через те социальные роли, которые они исполняют.

Социальный статус – это положение человека в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, собственностью, образованием, родом занятий, должностью, семейным положением и т.д. Каждая статусная позиция предполагает определенные права и обязанности.

Каждый человек имеет множество социальных статусов. Человек одновременно может быть и сыном, и мужем, и отцом, и ученым, и мэром и т.д. Какой-то один из статусов имеет для данного человека определяющее значение и является главным. Главным обычно является должностной статус.

Социальная роль понимается как социальная функция, модель поведения, заданная позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

В психологии были созданы теории, в которых личность понимается как совокупность усвоенных социальных ролей. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Джорджем Мидом и американским антропологом Ральфом Линтоном. Дж. Мид изучал механизмы освоении ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Р. Линтон изучал социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, значение социальных и групповых санкций.

Однако, роль - не личность, а, скорее, изображение, за которым она скрывается. Человек иногда действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же остается для него только "ролью", независимо от того, насколько она им усвоена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: