Мотивация труда

Существуют три теории, исследующие пути достижения заинтересованности работников в труде и эффективности их работы.

1. Традиционный подход (теория X) считает, что большинство сотрудников необходимо заставлять выполнять работу, оказывая административное, экономическое и психологическое давление (мотивация по принципу «кнута и пряника»). Большая часть работников заинтересована только в безопасности, предпочитает быть исполнителями и избегает ответственности.

2. Теория У. (Дуглас Мак Грегор) считает, что заинтересованность работников зависит от системы вознаграждений по окончательному результату, сотрудники рассматриваются как личности, стремящиеся к ответственности и самостоятельно принимающие управленческие функции.

3. Теория Z (Уильям Оучи) провозглашает заботу о каждом сотруднике в целом (забота о качестве жизни), привлечение сотрудников к групповому процессу принятия управленческих решений, периодическую ротацию кадров и пожизненную гарантированность занятости.

Влияние мотивации на деятельность. Закон Йеркса—Додсона.

Мотивация является самой важной переменной, от которой зависит эффективность поведения. Велики различия в продуктивности людей, обладающих равными способностями, но неодинаковой мотивацией. В этом можно видеть проявление основной функции активации, которую выполняет мотивация.

Йеркс и Додсон провели в 1908 г. важный эксперимент, который дал одинаковые результаты на крысах, цыплятах, кошках и человеке. Задача состояла в различении двух яркостей, при этом один из ответов произвольно оценивался как неправильный. Задача была более или менее сложной и предполагала три уровня трудности различения. Кроме того, предусматривались три уровня мотивации, а именно: слабый, средний или сильный электрический удар как наказание за ошибки.

Показано, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым. При этом оптимум зависит от трудности задачи. Соответственно закон Йеркса-Додсона гласит, что с увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, уменьшается, приближаясь к пороговой величине. Это означает, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, а при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: