Методология социологии права. Опрос

СП заимствует методологию преимущественно у общей социологии. Как известно, общая социология является не только теоретической, но и эмпирической дисциплиной. Соответственно, в ее арсенале не только методы теоретического ряда, но и эмпирические методы. Наиболее широко используются такие эмпирические методы, как наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент. Эти же методы берет на вооружение и социология права. Использование современных эмпирических методов позволило социологии права повысить свою роль и практическую значимость в решении ряда проблем юридической практики, например, в законотворчестве, в проведении общенародных голосований, выборов.

Одним из наиболее популярных и эффективных эмпирических методов выступает опрос. Он представляет собой сбор первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного общения исследователя и опрашиваемого (респондента). Это достигается путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы. Вместе с тем метод опроса имеет определенные ограничения в применении. Это связано с тем, что полученная в результате опроса информация отражает не объективные факты, а субъективное мнение опрошенных.

Различают две основные разновидности опроса:

1) Анкетирование – письменная форма опроса.

2) Интервью – опрос в устной форме, полученные результаты фиксируются.

Существует и такая разновидность опроса, как экспертный опрос. Здесь в роли респондента выступают эксперты – люди, обладающие большей информацией по изучаемой проблеме, чем все остальные. Как правило, эксперты – это представители каких-либо профессий, люди, обладающие большим жизненным опытом и др.

В социологии существуют два типа опроса:

1) Сплошной – опрос, охватывающий всю совокупность определенной социальной группы.

2) Выборочный – характеризуется тем, что опрашиваются не все члены изучаемой социальной группы.

Американским социологом Моремо разработан социометрический метод, который предназначен для опросного исследования малых групп. В основе метода – естественное стремление человека дистанцироваться от неприятных ему людей и контактировать с теми, кто приятен. Задают вопросы: с кем бы хотелось работать, с кем бы пошли в разведку, с кем отправились бы в путешествие и т.п. Полученные ответы характеризуют социометрический статус изучаемой личности. При исследовании группы таким методом может быть вычислен показатель конфликтности или сплоченности данной группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: