Обследование слуха детей

Обследование слуха детей второго-третьего года жизни, подлежащих первичной диспансеризации у логопеда, представляет собой определенную трудность. Его результаты могут считаться лишь приблизительными и, в случаях, когда состояние слуха при логопедическом обследовании вызывает сомнения у логопеда, ребенок должен быть направлен к отоларингологу с диагнозом «снижение слуха —?».

При нормальном развитии годовалый ребенок начинает говорить. К 12—14 мес. он в активной речи использует около 10 слов. Эти слова могут быть полными, лепетными или представлять собой звукоподражания. К 2 годам расширяется словарный запас ребенка, появляются первые фразы или словосочетания. К 3 годам продолжают развиваться словарный запас, грамматический строй языка, появляется фразовая речь.

Если у ребенка отмечается отставание в раннем развитии речи, необходимо при первичном обследовании обратить внимание на его слух и провести простейшее исследование.

Нормальной реакцией на звук в этом возрасте могут быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция (имитация звука, повторение слова). Так и взрослый, ребенок в этом возрасте способен услышать шепотную речь на расстоянии б м.

В проверке участвуют логопед и мать. Но здесь особенно важно войти с ребенком в контакт, так как в раннем возрасте он пристрастно относится к посторонним людям, а отсутствие контакта может сделать обследование затрудненным, а иногда невозможным.

В качестве источника звука используются шарманка, дудка, барабан, негромкий голос и шепот при произнесении звукоподражаний, имени ребенка и звукосочетаний типа «кшш», непривычных для ребенка.

В ходе обследования регистрируются безусловно-ориентировочные реакции ребенка на звуковые сигналы: поворот головы или глаз в сторону источника звука. Если же он не реагирует на стимулы, проявляет негативные реакции к процедуре обследования, то методику следует изменить.

Логопед совместно с матерью демонстрирует ребенку, как под звучание шарманки «танцует» кукла, как она «прячется», если шарманка замолкает. После этого ребенку предлагают позвать куклу и показывают, как она появляется под звучание шарманки.

Аналогичную игру проводят с дудкой, по звучанию которой «едет» машина, и с барабаном, под негромкий стук которого «прыгает» зайчик. После этого ребенку предлагают послушать, кого сейчас позовут. За спиной ребенка на расстоянии 6 м заводят шарманку. Если ребенок повернется на звук, ему демонстрируется соответствующая игрушка.

Организуя совместное с ребенком манипулирование с игрушкой, например с собачкой, птичкой, мать произносит соответствующее звукоподражание (ав-ав, пи-пи). После этого предлагают малышу послушать, кто его позовет. Логопед за спиной ребенка, с расстояния 6 м шепотом произносит звукоподражание, и после того, как малыш обернется, ему демонстрируют соответствующую игрушку.

Усадив ребенка за детский столик, организуют манипулирование с игрушками. Важно, чтобы его внимание не было полностью поглощено. Логопед за спиной ребенка с расстояния 6 м шепотом зовет его по имени. Если реакции нет, расстояние уменьшается. Если реакции на шепот так и не возникло, обследование проводится негромким голосом. Независимо от того, получена ли реакция ребенка на свое имя, произнесенное шепотом, ему таким же образом предъявляются звукоподражания.

В результате обследования у ребенка должна быть получена реакция на шепот с расстояния б м. Если же в ходе обследования он не прореагировал ни на один из стимулов, процедуру следует повторить через несколько дней, в течение которых малыша следует готовить. Для этого дома мать использует все вышеприведенные задания, а затем в условиях поликлиники проводится повторный эксперимент. Если отмечается реакция только на один из стимулов, это свидетельствует о снижении слуха, и ребенок должен быть направлен логопедом к отоларингологу для специального аудиологического исследования.

Методика логопедического обследования слуха детей дошкольного и школьного возраста зависит от того, владеют ли они речью или нет.

Для обследования слуха говорящих детей подбирается доступный им тестовый материал, состоящий из хорошо известных им слов, отвечающих определенным акустическим параметрам. Так, для обследования слуха русскоязычных детей целесообразно использовать список, составленный Л.В. Нейманом, включающий равное количество высокочастотных и низкочастотных слов. В список включены 30 слов, хорошо знакомых детям 5—6 лет:

— зайчик, Вова, дом, часы, море, чашка, бык, чайка, урок, чай;

— Саша, окно, час, ворон, шишка, дым, часы, волк, птичка, ухо;

— щи, чайка, ухо, гром, часы, урок, Вова, чижик, сеть, мыло;

— часы, дом, море, Саша, рыба, ворон, окно, чашка, час, кисть;

— рыба, спичка, бык, ухо, шашка, волк, сеть, часы, чижик, урок;

— дым, часы, чашка, шишка, кисть, спичка, мыло, окно, гром, рыба;

— урок, волк, птичка, город, чай, часы, море, ухо, щи, шашка;

— чай, город, окно, спичка, дом, Вова, рыба, кисть, часы, зайчик;

— шишка, мыло, сеть, урок, чайка, щи, ворон, дым, море, часы;

— чижик, бык, часы, мыло, окно, зайчик, гром, город, Саша, час.

Для подготовки ребенка к обследованию используется вспомогательный список, состоящий из 10 хорошо знакомых детям названий игрушек, например: кукла, мяч, шар, коляска, мишка, собака, машина, кошка, пирамидка, кубики. Эти слова не должны входить в основной список слов. К словам основного и вспомогательного списков подбираются соответствующие картинки.

Обследование начинается только после того, как установлен контакт с ребенком. Логопед отходит от него на 6 м и предлагает повторять за ним слова из вспомогательного списка. Если ребенок справляется с заданием, логопед показывает ему соответствующую картинку. Если ребенок повторяет и другие слова, значит, он понял задание и готов к обследованию. Проверяющий предлагает ребенку в разной последовательности слова основного списка. Если он не повторяет слово, произнесенное шепотом с расстояния 6 м после двукратного предъявления, следует приблизиться к нему на 3 м и еще раз повторить слово шепотом. Если и в этом случает он не услышал произнесенное слово, оно повторяется еще раз около уха ребенка.

Возможен и другой вариант обследования. Логопед произносит слово шепотом сначала на расстоянии 6 м от ребенка. Если он не дает правильного ответа, нужно повторить это же слово негромким голосом. При правильном ответе следующее слово вновь произносится шепотом. Слово, вызвавшее затруднение, произносится еще раз после прослушивания ребенком двух-трех слов. Этот вариант позволяет сократить время обследования.

При подозрении на снижение слуха ребенок должен быть обследован в сурдологическом кабинете. Дети, у которых диагностировано снижение слуха, нуждаются в медицинской и педагогической коррекции. Если у ребенка выявлена кондуктивная тугоухость (нарушение в наружном или среднем ухе), необходимо назначить лечение или определить срок хирургического вмешательства. До восстановления слуха такой ребенок остро нуждается в коррекционной помощи.

При речевых нарушениях вследствие потери слуха ребенок должен быть поставлен на учет в сурдологическом кабинете и получать коррекционную помощь по направлению сурдолога. В этом случае занятия с логопедом в поликлинике не целесообразны. Дети со снижением слуха на систематические или консультативные логопедические занятия не зачисляются.

Памятки и тесты-опросники для родителей

Работа с родителями — важная составная часть логопедической работы в условиях детской поликлиники. Задача логопеда — информировать родителей о современных требованиях педагогов и психологов к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса.

Для решения этих задач существуют различные методы: лекции и беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), размноженные раздаточные памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая.

Предлагаемые ниже тексты памяток разработаны логопедами детских поликлиник Москвы. Основой их послужили работы российских ученых и практиков, занимающихся вопросами детской логопедии.

Основные этапы формирования речи детей от 0 до 3 лет [1]

У младенцев и детей раннего возраста речь еще не является ведущим средством общения, однако она стремительно развивается, чтобы во все последующие годы обеспечить возможность полноценного взаимодействия с другими людьми.

На протяжении первого года жизни последовательно сменяется несколько стадий в звуковом развитии младенца.

Первой звуковой реакцией является крик — врожденная реакция на действие раздражителей. Врачи хорошо знают, что по первому крику новорожденного можно судить о его здоровье.

С момента рождения и в первые 1,5—2 мес. жизни основной звуковой реакцией младенца является плач — реакция на различные воздействия (температуру, боль, голод и т.д.). В первый месяц младенцы плачут от 2 до 5 ч в сутки.

К 2 мес. у здорового ребенка плач возникает при прекращении общения с ним или при изменении положения его тела, а не только как реакция на голод, дискомфорт и пр. В дальнейшем плач приобретает характер активной реакции протеста: в 6—9 мес. здоровый ребенок может плакать при появлении незнакомых людей, в 12 мес. — в ответ на то, что отобрали игрушку.

На середину второго месяца жизни младенца приходится начало гуления. Плач остается, но появление гуления знаменует качественно новый этап в звуковом развитии ребенка.

Малыш произносит звуки, похожие на гласные [а], [э], [о], [у], [ы], комбинирует их, мелодично растягивает, играет ритмом и высотой. Некоторые младенцы начинают произносить звуки, похожие на согласные [н], [л]. Гуление — звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния. В период появления гуления малыш начинает улыбаться.

К концу второго месяца ребенок начинает воспроизводить звуки, произносимые мамой, особенно тогда, когда пристально смотрит на мамино лицо, следит за движениями ее губ и пытается повторить сначала не звук, а мимику материнского лица. В 3-месячном возрасте малыш способен воспроизводить не только звуки материнского голоса, но и его интонацию.

С изменением строения и работы голосового тракта у ребенка возникает возможность произнесения более сложных звуков. Способность к обучению звукам у 4—5-месячных детей поистине уникальна. За короткий срок ребенок осваивает произнесение почти всех звуков (исключение составляют свистящие и шипящие).

Некоторые исследователи в вокализациях детей 4-месячного возраста выделяют мелодичные последовательности звуков аль-ле-е-лы-агы-аы, называемые ими «свирелью». Появляются звуки, напоминающие согласные, правда, различить их еще сложно.

С 6-месячного возраста стадия гуления сменяется стадией лепета. В звуковом репертуаре малыша остается еще остаточное гуление, но постепенно происходит уменьшение, а затем и исчезновение цепочек звуков, напоминающих по звучанию гласные.

В возрасте от 5 до 6 мес. у ребенка появляются звукосочетания типа ба, да, та, с более длительным произнесением гласного или согласного звука. Такой лепет называется простым, так как слогоподобные звукосочетания еще не четкие.

Постепенно у ребенка формируется структура слога с ударным гласным на конце. Малыш начинает повторять освоенные им слоги: ба-ба, па-па и др., создавая длинные цепочки звуков, расширяя число произносимых звуков, комбинируя их. Такой лепет называется слоговым.

В возрасте 6—7 мес. малыш активно использует голосовую активность для привлечения внимания взрослого. Лепет становится одним из основных элементов самостоятельной речи ребенка.

У 9-месячных детей лепет называют словесным: произносимые звуковые комбинации усложняются, появляются сложные звукосочетания типа «гласный — согласный — гласный», начинающиеся с гласного или согласного звука (аба, огу, баба, ата).

Исследователи детской речи отмечают, что дети используют в своих первых словах те звуки, которые были в лепете. Основная характеристика первых слов ребенка — их многозначность. К примеру, одним словом «ака» ребенок называет и ягоду, и конфету, и сахар.

К концу первого года жизни ребенок обладает достаточно большим пассивным словарем. Информация накапливается при общении со взрослым и вовлеченным в это взаимодействие предметом.

На втором году жизни начинает формироваться речевое общение, позволяющее взрослому общаться с малышом с помощью словесных указаний.

Первые слова являются общими для большинства детей: мама, папа, киса, дай и др. Они могут быть как звукоподражаниями (бах, гав, га-га-га), так и звукосочетаниями, понятными только маме и употребляемыми в определенной ситуации (фа — шапка, гу — мишка и т.п.). Такие слова у каждого ребенка свои.

Качество первых слов и скорость приобретения новых индивидуальны для каждого ребенка и находятся в прямой зависимости от общего психического развития.

Первые однословные предложения появляются, как правило, в возрасте от 1 года до 1 года 3 мес. Они не только обозначают предмет или лицо, но и действия с ними. Дети называют предметы, связанные с их желаниями или которыми они наиболее часто пользуются. Одному и тому же слову ребенок может придавать разный смысл (призыв к общению, просьбу, сообщение, обозначение предмета). У некоторых детей период использования однословных предложений проходит очень быстро, у других затягивается до 8—10 мес.

Быстрое увеличение количества слов в словаре дает возможность ребенку перейти от однословных предложений к двухсловным. Происходит качественное изменение речи, утрачивается многозначность слова.

Примерно к полутора годам дети начинают усваивать так называемую «телеграфную» речь. Произносимое ребенком предложение состоит только из самых необходимых слов, как правило, из существительных и глаголов (мама идет, мишка бах и др.), изредка — из прилагательных и наречий. Эти предложения грамматически не оформлены, их смысловая направленность — указание местоположения объекта, описание событий, действий и т.д.

На втором году жизни ребенок может привлечь внимание словом, сообщить что-либо, потребовать. Таким образом, речь становится вовлеченной в деятельность ребенка.

Уже с 2 лет дети начинают изменять свои высказывания, делая их более понятными собеседнику. Они даже способны изменять интонацию в зависимости от игры и обстановки.

Первыми в детской речи появляются существительные, позднее — глаголы и некоторые наречия, а затем прилагательные. Числительные усваиваются очень медленно, а еще позднее появляются служебные слова (предлоги).

Главное достижение ребенка на протяжении второго года жизни — усвоение грамматических конструкций. Основной формой речи становится диалог.

Первые сложные предложения появляются, как правило, в возрасте от 2 лет 4 мес. до 2,5 лет. Малыш начинает свободно пользоваться речью на третьем году жизни при условии, что первые два года она развивалась правильно. Постепенно в речи ребенка появляются множественные числа (еще на стадии двухсловных предложений), прошлое и будущее время. В период освоения многословных предложений он начинает склонять существительные. Структура предложения усложняется, появляются предлоги, звуки [с], [л], [ы], [з], [р], уточняется звукопроизношение.

К 3 годам появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются и уточняются грамматические конструкции (согласование существительных с прилагательными и глаголами). Но смешение рода у прилагательных, местоимений наблюдается достаточно часто. Слоговая структура слова нарушается довольно редко. Появляются звуки [ч], [ш], [ж], [щ] и твердый [ц].

К концу третьего года жизни ребенок должен общаться с окружающими с помощью речи, знать свое имя, фамилию, имя мамы, папы, близких родственников. В медицинской литературе в качестве нормативной характеристики речи указывается, что нормально развивающийся ребенок в возрасте от 2 до 3 лет должен иметь в активном словаре 250—300 слов.

Анализ причин задержки раннего речевого развития
у детей до 3 лет

Ребенок, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. В определенный период своего развития он усваивает нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Если по каким-то причинам языко-речемыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем это приводит к недоразвитию речи ребенка в той или иной степени.

Нарушение предпосылок формирования речи у детей первого года жизни может быть следствием поражения ЦНС различного генеза, а также сочетания различных внутренних и внешних неблагоприятных факторов.

Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития ребенка в целом. Такие неблагоприятные факторы, как внутриутробная патология (интоксикации, инфекционные заболевания матери, токсикозы беременности), повреждения при родах (родовые травмы, асфиксия, внутричерепное кровоизлияние), наследственные факторы (хромосомные нарушения и генетические изменения), совместимость матери и плода (по резус-фактору), приводят к возникновению у младенца минимальных органических повреждений мозга, для которых характерны недостаточность внимания, ослабление памяти, отставание в моторном развитии, расторможенность и, как следствие, отставание в речевом развитии. Дети с таким отягощенным анамнезом относятся к группе риска.

Преодоление задержки темпов речевого развития органического характера требует специально организованной коррекционной работы.

К внешним условиям, неблагоприятно влияющим на речевое развитие ребенка, следует отнести:

— отсутствие эмоционально положительного окружения;

— нервно-психическое здоровье семьи;

— индивидуальные особенности матери (мнительность, тревожность, эмоциональная холодность);

— недостаточное внимание к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, гиперопека;

— воспитание ребенка в двух домах, когда ребенок поочередно живет с разведенными родителями в их новых семьях.

Для быстрой и полной коррекции задержки темпов речевого развития, обусловленной снижением мотивации общения, необходимо своевременно начать работу и изменить условия воспитания.

Несформированность или недостаточность понимания обращенной речи, плохая дифференциация звуков речи, недостатки моторики артикуляционного аппарата или неврологические заболевания требуют не только изменения условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультативных или регулярных занятий.

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволит начать коррекционную работу на первом году жизни ребенка и таким образом даст возможность скомпенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте. В этом случае речь не столько исправляется, сколько формируется, стимулируются положительные проявления и затормаживаются отрицательные.

В связи с вышесказанным логопеду поликлиники следует помещать на информационный стенд экспресс-тест, с помощью которого родители смогут самостоятельно определить: как развивается речь их ребенка, нужно ли им срочно обратиться к логопеду или же ребенок развивается благополучно и они пройдут диспансеризацию в свой срок.

Это очень важно, так как часто родители неговорящих детей считают, что посещение логопеда не обязательно, ведь их ребенок еще ничего не говорит. Они спокойно ждут появления речи вплоть до 3-летнего возраста. Но впоследствии это приводит к тому, что речевая задержка становится непреодолимым препятствием в дальнейшем развитии речи и как следствие приводит к неуспеваемости в школе.

Правда, надо заметить, что есть категория родителей, которые, наоборот, чрезмерно торопятся, предъявляя своим детям чрезмерные требования, что также негативно сказывается на развитии их речи. Экспресс-тест дает возможность адекватно посмотреть на развитие речи ребенка.

Тесты-опросники для родителей

Опросники построены по типу анкеты. Их заполняют родители или человек, воспитывающий ребенка. Заполняющему нужно внести основные данные о ребенке (фамилия, имя, дата рождения и пол), остальное он подчеркивает, выбирая варианты ответа. Некоторые пункты подразумевают краткие дополнения к тестовым вопросам. Это делает заполнение опросников простым, а время их заполнения непродолжительным. В конце опросника имеется раздел «Дополнительные заметки логопеда», предназначенный для записи диагноза или другой важной информации.

Опросники заполняются в тот момент, когда логопед заносит анкетные данные в амбулаторный журнал, просматривает амбулаторную карту и ведет наблюдение за поведением ребенка. После заполнения документов логопед имеет возможность просмотреть опросник, сделать нужные записи в амбулаторной карте.

Далее он проводит обследование по обычному варианту: обследует строение артикуляционного аппарата, звукопроизносительную сторону речи, эмоциональную сферу ребенка.

Такой прием позволяет логопеду более подробно диагностировать детей раннего возраста. Тест-опросник остается у логопеда, и он имеет возможность просматривать его через определенный промежуток времени. Если выявятся предпосылки к задержке речи, родителей необходимо вызвать на прием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: