(В основном – по Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста»).
Журналистский текст - это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление).
Типы текстов:
1. Печатный текст.
2. Радиотекст (аудиотекст).
3. Видеотекст (телетекст).
В интернете могут совмещаться и передача звука, и видео трансляция, и публикация текстов.
В журналистике поверхностные связи текста, будь это текст радийный, телевизионный или печатный, в значительной степени задаются замыслом субъекта и осуществляются с помощью монтажа. Поэтому монтаж можно рассматривать как средство организации текста, выступающее в виде некоторых правил «стыковки» элементов с точки зрения их последовательности. Вариантов монтажа множество: от простых, как в информационном сообщении, до сложнейших, когда материал предстает в виде последовательности главок или сюжетов, отмеченных и собственными монтажными эффектами. Г.В. Лазутина предлагает следующие правила монтажа журналистского текста:
|
|
1. соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах.
Каждый текстовый элемент - микросущность, и, чтобы она могла быть адекватно воспринята, ее нужно адекватно выразить.
2. необходимо контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала.
3. следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.
Но монтаж – лишь одно из средств организации журналистского текста. Второе, но не менее важное – композиция. Это понятие тоже связано с построением текста, но уже с точки зрения его внутренней логики. Композиция есть средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем.
В тексте должны присутствовать:
1) ввод в ситуацию;
2) обозначение проблемы;
3) предъявление оценок и аргументов;
4) практическая постановка вопроса.
По мнению Д. Рэндалл, существует пять признаков хорошо сделанного текста: ясность, живой язык, точность, честность, адекватность.
Структура текста, создаваемого как для газет, так и для радио и TV, имеет много сходных черт, несмотря на существенные различия в отдельных компонентах. Формально в тексте выделяются следующие структурные элементы: