Методы современной психологии, применяемые в исследовательской и практической работе психолога. Классификация и общая характеристика

Методы психологии – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

Традиционные методы сбора научной информации: наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Психотерапия – область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики и методы лечения заболеваний.

Первоначально психоанализ возник как терапевтический метод, в качестве психотерапии, и как таковой он заключает в себе известные односторонности, кото­рых можно было бы избежать, если бы на первом месте стояла последовательность теории, а на втором – терапевтическое приме­нение.

Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов.

Логотерапия – психотерапевтический метод, рассчитанный на то, чтобы придать утратившей смысл жизни человека более определенное духовное содержание, обратить внимание и сознание человека к подлинным нравственным и культурным ценностям. Предложен австрийским психиатром В.Франклом и основан на осознании человеком своей ответственности перед людьми и самим собой.

Десенсибилизация – терапевтический метод снятия страхов, основанный на классическом обусловливании и постепенном нарастании интенсивности стимульного воздействия.

Музыкальная терапия – психотерапевтический метод, один из вариантов креативной, творческой арт-терапии, действующей через пространство «эстетического».

Холдинг-терапия (удерживающая терапия) – психотерапевтический метод, улучшающий качество связи и отношений между родителями и детьми, между мужем и женой или другими членами семьи.

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития людей и их дифференциации.

К диагностическому методу относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой це­лью используются чаще всего не тесты, а особые методы, среди ко­торых выделяются прежде всего опросники и проективная техника.

Исследование предпочтений – диагностический метод, позволяющий грамотно и обоснованно выбирать действительно полезный, подлинно эффективный режим влияния на организм с целью коррекции психического состояния и самочувствия.

Отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Психологичес­кая коррекция понимается как перестройка, реконст­рукция психологических факторов риска у ребенка, как воссоздание гармоничных отношений в семье.

Психологическая коррекция предполагает также расширение арсенала средств психологического воздействия родителей на ре­бенка в ходе семейного воспитания, тренинг воспита­тельных навыков родителей, формирование некоторых новых форм взаимодействия с детьми, снятие проявле­ний дезадаптации в поведении ребенка.

Психокоррекционный комплекс состоит из различ­ных методов психологического воздействия, каждый из которых имеет свои специфические механизмы коррекционного действия. Вместе с тем существует нечто об­щее, что, являясь основным психокоррекционным рыча­гом, объединяет все по-разному организованные приемы воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: