Проблема метода.
Д.(Декарт) ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки.
За исходный пункт он принимает сомнение в общепринятом знании (так как такого тезиса он не находит в схоластике (схоластика – тип религиозной философии; хар-ся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам)).
(Это сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует).
Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о. сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве мыслящего. (Я мыслю, следовательно – я существую).
Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не требует логического док-ва, он есть результат интуиции ума. Ясность и отчетливость мышления Декарт ошибочно объявляет необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания т.о. у него не в практике, а в человеческом сознании. (НО: необходимо учитывать практику вместе с мышлением).
|
|
Идеализм Декарта усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого для доказательства реального существования мира необходимо док-во существования Бога.
В числе прочих идей в уме сущ-ет идея Бога. Как понятие о существе всесовершенном, идея Бога обладает большей реальностью чем все др. идеи.
В причине должно быть по крайней мере столько же реальности, сколько ее находится в следствии. Т.к. мы существуем и т.к. мы суть следствия первопричины, то существует и сама первопричина, т.е. Бог.
Но если всесовершенный Бог сущ-ет, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.
Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям), к которым он относит прежде всего математические аксиомы.
!!! ¯!!!
В познании главную роль играет разум – рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.
В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения – аксиомы.
В логической цепи дедукции, следующей за аксиомами, каждое следующее звено достоверно.
Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственные очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.
|
|
Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае если будет вооружен методом.
МетодДекарта состоит из 4 требований:
1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности;
2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;
3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;
4. не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.
____
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания.
Категории (неосновные законы диалектики):
1. Сущность и явление.
2. Единичное, особенное, всеобщее.
3. Форма и содержание.
4. Причина и следствие.
5. Необходимость и случайность.
6. Возможность и действительность.
+ __________
Наблюдение; и эксперимент: простейший, измерительный, количественный, мыслительный, социальный.
Моделирование, мыслительное конструирование понятий.
Системный подход – сочетание методов.