Учение Платона

ПЛАТОН: его учение о мире людей и мире вещей.

Идеи воплощаются в аморфную материю из которой возникают вещи.

(Существует «мир идей» и «мир вещей». «Мир вещей» – это отблеск «мира идей»).

Человек – соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна.

Мир идей находится вне физического пространства, не разлагается на части (всегда ровен).

Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами/размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному.

Мир вещей противоположен миру идей. Вещи находятся в физическом пространстве, они состоят из частей и могут на них разлагаться.

Они неодинаковы и изменяются.

Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку.

Идеей всех идей, высшей идеей является идея Блага как источник истины, гармонии и красоты.

Мир идей есть мир подлинного, истины, т.е. вечного неизменного бытия. Идея Блага подобна Солнцу.

Антипод бытия – мир небытия, где властвует материя, хаотическая бытийная первоматерия, которая способна принимать любые формы.

Роль небытия велика. Материя – источник единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, зла и несвободы. Материя, как и идея, вечна.

Мир чувственных вещей – результат оформления материи и сущностей.

Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела.

Помимо идеи и материи, Платон вводит третье начало – мировую душу.

Душа космоса – творческая сила, источник движения, жизни и одушевленности, она связывает мир идей и материи, заставляя вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах.

Главным является мир идей, увенчанный идеей Блага, который был абсолютно первичен.

Платон придумал такое государство, где правят философы, у которых нет семей и имущества; в их подчинении находятся воины, которые держат народ (крестьян, которые живут и работают на земле) в состоянии мира.

Это почти тоталитарное государство, а в добавок ко всему этому, он считал, что должна существовать цензура литературы.

Прямое или косвенное воздействие платонизма испытала вся европейская идеалистическая философия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: