ПЛАТОН: его учение о мире людей и мире вещей.
Идеи воплощаются в аморфную материю из которой возникают вещи.
(Существует «мир идей» и «мир вещей». «Мир вещей» – это отблеск «мира идей»).
Человек – соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна.
Мир идей находится вне физического пространства, не разлагается на части (всегда ровен).
Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами/размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному.
Мир вещей противоположен миру идей. Вещи находятся в физическом пространстве, они состоят из частей и могут на них разлагаться.
Они неодинаковы и изменяются.
Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку.
Идеей всех идей, высшей идеей является идея Блага как источник истины, гармонии и красоты.
Мир идей есть мир подлинного, истины, т.е. вечного неизменного бытия. Идея Блага подобна Солнцу.
Антипод бытия – мир небытия, где властвует материя, хаотическая бытийная первоматерия, которая способна принимать любые формы.
|
|
Роль небытия велика. Материя – источник единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, зла и несвободы. Материя, как и идея, вечна.
Мир чувственных вещей – результат оформления материи и сущностей.
Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела.
Помимо идеи и материи, Платон вводит третье начало – мировую душу.
Душа космоса – творческая сила, источник движения, жизни и одушевленности, она связывает мир идей и материи, заставляя вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах.
Главным является мир идей, увенчанный идеей Блага, который был абсолютно первичен.
Платон придумал такое государство, где правят философы, у которых нет семей и имущества; в их подчинении находятся воины, которые держат народ (крестьян, которые живут и работают на земле) в состоянии мира.
Это почти тоталитарное государство, а в добавок ко всему этому, он считал, что должна существовать цензура литературы.
Прямое или косвенное воздействие платонизма испытала вся европейская идеалистическая философия.