ТЕМА 10. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
Сущность и классификация инновационных проектов
Методы и источники финансирования инновационных проектов
Особенности управления инновационным проектом
Методы оценки эффективности инновационных проектов
Коммерческая эффективность инновационных проектов
Сущность и классификация инновационных проектов
Инновационный проект (ИП) – это проект, решение задач которого направлено либо на создание новшества (новой технологии и метода, нового продукта и услуги), либо на освоение новой технологии или нового метода (новой возможности), новой системы или структуры[1]. Инновация в данном случае выступает в роли источника стратегического инновационного развития организации.
Наиболее полным можно считать определение, предложенное в учебном пособии под редакцией П.Н. Завлина[2]: Инновационный проект – это система взаимосвязанных целей и задач их достижения, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи.
|
|
К основным элементам ИП относятся:
• сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
• комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
• организация выполнения проектных мероприятий (увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества);
• основные показатели проекта, в том числе характеризующие его эффективность.
Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему по приоритетному направлению развития науки и техники.
Инновационный проект должен реализовать жизненный цикл новшества, все его четыре стадии (зарождение, создание, распространение и потребление), и его программа действий должна быть направлена на поиск идеи новшества, создание новшества, его распространение и поддержку у потребителя. Инновационный проект должен иметь явное начало, его необходимо инициировать, и он должен иметь соответствующее завершение. Поэтому выделяют пять стадий инновационного проекта:
1. Инициация - Идея: инициация проекта при возникновении и отборе идеи, научно-исследовательская работа - НИР, макет, концепция новшества.
|
|
2. Разработка - Модель: разработка новшества (ОКР, разработка технологии, метода), документальное оформление новшества, создание опытных образцов и проведение испытаний, правовая защита новых решений.
3. Реализация - Производство: реализация идеи и создание (производство) новшества.
4. Распространение - Продвижение: диффузия, распространение и распределение новшества - маркетинговая логистика новшества.
5. Потребление - Завершение: потребление новшества, развитие продукта и технологии, завершение проекта.