Правительство Москвы
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский городской педагогический университет
Институт гуманитарных наук
ОУК истории
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Политическая история современной России
050100.62 «специальное (педагогическое образование)»
(квалификация (специалист) учитель математики
Институт математики и информатики
V курс, 9 семестр
МОСКВА - 2013
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании ОУК истории № 1 от 2013 г., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.Автор-составитель:кандидат исторических наук, доцент Л.А. Боева Зам.Зав. кафедрой - профессор В.В.Кириллов Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Л.М. Лысенко кандидат исторических наук, доцент Г.И. Аверьянова
Часть I. Программа учебной дисциплины 1.1. Пояснительная записка « Политическая история современной России» является дополнительной частью профессиональной подготовки студентов Института математики и информатики МГПУ. В соответствии с учебным планом общее количество часов на изучение дисциплины предполагает часа, из которых: 54 – аудиторная нагрузка (20 часов лекций и 34 часа семинары ); часа – самостоятельная работа студента. Изучение « Политической истории современной России» базируется на основе дисциплин предметной подготовки, прежде всего истории России, а также общепрофессиональных дисциплинах культурологии, философии, политологии и социологии, которые освоили студенты в предшествующий период обучения. Логика построения данной дисциплины, в соответствии с традицией ее изучения и требованиями Государственного образовательного стандарта, определена хронологически-проблемным принципом. В данном курсе выделено два крупных раздела: 1. СССР в 1945-1991 гг. Накопление кризисных явлений и распад советской социалистической системы. 2. Современная Россия. 1992-2012гг. Поиски новой идеологии и новой концепции развития. В основу периодизации положены качественные изменения, происходившие в общественном устройстве России. Вместе с тем каждый из выделенных периодов имел некую внутреннюю завершенность, являлся законченным историческим этапом при переходе к следующей стадии развития и эволюции советского государства вплоть до его распада и становления новой российской государственности. Дисциплина построена с таким расчетом, чтобы главным объектом исторического познания являлась его политическая история. Проработка каждого раздела неравноценна, что связано главным образом со степенью изученности различных проблем и состоянием источниковой базы. Основной целью данной дисциплины является изучение актуальных проблем истории России с середины ХХ до современности. В ходе изучения « Политической истории современной России» ставятся следующие задачи: раскрыть основные закономерности и направления мирового исторического процесса, этапы и исторические особенности развития России, ее место и роль в мировой истории второй половины ХХ века; дать представление об особенностях российского типа эволюции и социального реформизма, личностного фактора в отношениях между государством и обществом, истоках государственного деспотизма; проанализировать влияние технологической и глобальной информационной революции на современные общественные процессы. Освоение дисциплины предусматривает проблемно-поисковый метод овладения историческими знаниями, самостоятельную работу студентов с современной литературой. Технология процесса обучения включает в себя следующие методы: метод проблемного обучения; метод последовательно-текстуального и поэтапного изучения исторических источников; метод логических заданий; метод тестирования; использование аудиовизуальности и вербальности в формировании исторических знаний; использование элементов дистанционного обучения. В ходе учебного процесса предполагается реализация системного подхода к изучению многих дискуссионных проблем политической истории современной России. Текущий контроль за знаниями студентов, умением самостоятельно работать и творчески мыслить, анализировать материал проводится посредством рецензирования подготовленных ими рефератов, проведением контрольных срезов знаний (тестирование).
|
|
|
|
Реферативная работа обязательна для всех студентов, изучающий данный спецкурс. Эта работа является одним из основных видов учебной работы студентов. Она позволяет не только получить глубокие знания, но и выработать навыки самостоятельного мышления. В ходе изучения спецкурса предполагается и защита подготовленных рефератов. Итоговый контроль проводится на зачете по всему курсу. На зачете учитывается текущая реферативная работа, а также и активное участие в практических занятиях. По данному курсу предполагается проведение учебных экскурсий в Музей современной истории России и в другие исторические музеи г. Москвы и Московской области.