Как было указано во вступительной части данной книги, наш главный интерес обращен на разговорные политические диалоги. Соответственно, нам будет небесполезно задаться вопросом о специфике разговора и/или «разговорного диалога»3 по отношению к другим формам дискурса. Первый момент, который необходимо в этой связи зафиксировать - место и роль диалога в речевом общении.
на почве отечественной лингвистики и философии. Аналогичные идеи, как известно, высказывал идейно близкий Бахтину В. Н. Во-лошинов1. В своей работе «Марксизм и философия языка» он утверждал, что «действительной реальностью языка-речи является не абстрактная система языковых форм и не изолированное монологическое высказывание и не психофизиологический акт его осуществления, а социальное событие речевого взаимодействия»2. А еще раньше академик Л. В. Щерба высказался в том смысле, что «монолог является в значительной степени искусственной языковой формой, и что подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге»3.
Но в чем конкретно выражается эта естественность диалога и искусственность монолога? Приведем классическое (и часто цитируемое в этой связи) наблюдение Л. В. Щербы: «Наша устная речевая деятельность на самом деле грешит многочисленными отступлениями от нормы. Если бы ее записать механическими приборами во всей ее неприкосновенности, мы были бы поражены той массой ошибок в фонетике, морфологии, синтаксисе и словаре, которые мы делаем. <...> Мы нормально этих ошибок не замечаем - ни у себя, ни у других: «Неужели я мог так сказать?» - удивляются люди при чтении своей стенограммы; фонетические колебания, легко обнаруживаемые иностранцами, обыкновенно являются открытием для туземцев, даже лингвистически образованных. <„.> Всякий нормальный член определенной социальной группы, спрошенный в упор по поводу неверной фразы его самого или его окружения, как надо правильно сказать, ответит, что "собственно надо сказать так-то, а это-де сказалось случайно или только так послышалось" и т. п.»4.
Обобщая такого рода лингвистические наблюдения, Л. П. Яку-бинский отмечал, что «в отличие от монолога (особенно письменного), диалогическое общение подразумевает высказывание «сра-