В переходный этап развития науки, связанный с изменениями в общественном строе и переходе от феодальной культуры к буржуазной, ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, очищение античной картины мира от «средневековых варваров». Признаком нового идейного климата стало восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде, хотя их восприятие, разумеется, было созвучно новому образу жизни, главными чертами которого стало возникновение мануфактурного производства, усложнение и совершенствование орудий труда, великие географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточенной политической борьбе. Все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а, следовательно, и его представления о мире и самом себе.
Сильные различия наблюдались в понимании главнейшего для психологии того времени трактата Аристотеля «О душе». Спорящие разделились на две группы (коренное различие касалось вопроса о бессмертии души — главного вопроса в церковном вероучении):
|
|
– аверроистами (разделяли разум (ум) и душу и считали разум, как высшую часть души, бессмертным);
– александристами (настаивали на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом).
В Италии в период Возрождения принято считать Леонардо да Винчи (1452—1519), считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца. Его мысли и идеи вызревали, что называется, «в поле», т. е. родились в практике, в художественных мастерских.
В Испании появились направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике Хуан Луис Вивес (1492—1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека является наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать. Хуан Уарте (ок. 1530—1592) в своей книге «Исследование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.
Таким образом, в эпоху Возрождения идет возвращение к традициям и ценностям античной философии и психологии с их антропоцентризмом и определением души как главного предмета и изучения, но с другой стороны, с возникновением принципиально новых, неизвестных античным философам и мыслителям особенностей понимания человеческой природы, как, например, примат творчества и творца над всеми остальными элементами мироздания
|
|
В эпоху Возрождения ученые-гуманисты считали, что основой правильного воспитания является интерес воспитателя к личности ребенка, а не пассивное вкладывание в его сознание общепринятых норм, ценностей и привычек. Также в этот период были разработаны такие важнейшие принципы обучения, как наглядность и природосообразность, основы которых были заложены еще во времена античности Аристотелем.
Так, поддерживая идею наглядности в сочетании с положительными эмоциями у ребенка, была разработана новая система обучения детей грамоте и письму, заменив буквы из слоновой кости на буквы, выпеченные из съедобных материалов, которые потом съедались детьми, обеспечивая возникновение положительных эмоций.
Еще одним важным принципом воспитания и обучения становится индивидуальный подход к личности каждого ребенка, разработанный в Вюртембергском школьном законе 1559 г. Однако все эти принципы воспитания и развития личности ребенка разрабатывались в интересах преподавания в узком смысле без ориентации на общее развитие личности. Психическое развитие ребенка изучали не само по себе, а как составляющую процесса обучения, необходимую для его оптимизации.