Использование методов проектирования концепции и стратегия исследовательского мышления

Использование всех этих методов в единстве, взаимодействии и опреде­ленной последовательности дает большой эффект, потому что позволяет выйти за границы привычного и по принципу внешнего дополнения посмот­реть на предмет исследования в новом ракурсе и увидеть, казалось бы, неви­димое. Это расширяет и обогащает информацию. Кроме того, эти методы предохраняют исследователя от видимости удачной идеи, заставляют сомне­ваться и продолжать поиск до рационального его завершения.

В деятельности исследователя большую роль может играть метод пере­ключения стратегий. Его суть заключается в обеспечении связи и взаимодей­ствия спонтанного и организованного мышления. И то и другое объективно существует в практике исследования и характеризует различные стратегии мыслительного процесса.

Стратегия мышления отражает связь истоков (причин, побуждений, возбуждающих факторов) и направленности (целей, предполагае­мых результатов, ожиданий) мыслительного процесса.

Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы дея­тельности человека. Но не всегда они обнаруживают связь с определенной направленностью мыслительного процесса, существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направ­лениях мысли, какими сами являются.

Подчинить спонтанные факторы мышления общему процессу исследова­тельского мышления — вот главная задача исследователя.

С другой стороны, организованное мышление может быть также отклю­ченным от спонтанного мышления. Нельзя исследовать проблемы, полагаясь только на логику. Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок. Эти процессы можно и очень полезно мотивировать и связывать с организованным мышлением.

В этом и заключается суть метода переключения стратегии мышле­ния. И главное здесь заключается не в том, что исследователь должен пере­ходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления.

Сопоставление спонтанных мыслей и организованных дает возможность перехода к новой стратегии мышления.

Но в использовании этого метода возникает множество труднос­тей. Одна из них — несовместимость спонтанного и организованного мыш­ления, хаотичность первого и строгость, точнее, систематичность второго. Эти два типа мышления разрушают друг друга, и надо много усилий, чтобы совместить и связать их. Эти усилия проявляются в умении переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследова­ния. Метод переключения стратегий — это разрешение конфликта же­сткого и гибкого мышления в процессах проведения исследования.

Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: