Можно сформулировать ряд формул, по которым или традиционно или инновационно строится современное образование менеджеров.
1. Что лучше: понемногу обо всем или все о немногом. Это рассматривается часто как единственно возможные альтернативы образования. Конечно, ни то, не другое сегодня не может быть признано эффективным:
первое поверхностно, второе узкоспециализировано. Существует другая альтернатива.
2. Все о главном в области деятельности и только главное обо всем в действительности. Это формула специального образования, вмонтированного в поле широкопрофильного.
3. Образование должно быть не подготовкой к определенному виду деятельности, а формированием необходимого мышления для распознавания проблем определенного класса. Современное образование должно быть таким, в котором главное: вид знаний, методология и технология образования, мониторинг качества, педагогика сотрудничества, исследование себя в процессе образования.
4. Образование — это не столько получение знаний, сколько развитие способностей. Мера знаний — в понимании и степени развитости своих способностей. Нет предела знаниям, есть предел возможностям их использования. А они определяются соответствием структуры способностей человека и структуры его знаний.
|
|
5. Самой ценной способностью человека является способность к творчеству. Креативное образование опирается на эту способность и развивает ее. Главное в креативном образовании — образное и голографи-ческое мышление, развитое воображение, здоровый скептицизм, фундаментальные знания, методологическая культура (умение мыслить логично, доказательно, четко и пр.), системность знаний (сбалансированность, сочетание, интеграция и пр.), умение учиться и учить, непрерывность образования, установка на ценность истины (антиамбициоз-ность, искусство понимать и пр.), инновационный потенциал, профессиональная ответственность.
6. Потребность в знаниях не тождественна потребности в образовании. Потребность в образовании очень важна, и главное здесь — цель образования. Не каждый ее осознает. Образование — не потребление знаний, а их аккумулирование для энергии творчества. Жизнь в творчестве — это не работа ради жизни и не жизнь ради работы.