Различные аномалии зубочелюстной системы были известны еще в древности. На данный факт указывают примитивные ортодонтические приспособления, принадлежащие древних этрускам и грекам, которые были найдены во время археологических раскопок.
Имеются сведения о том, что в древние времена изготавливались и специальные приспособления, которые использовались для «регулировки» зубов.
После 1850 года были написаны первые труды, в которых говорилось об ортодонтии как о науке. Впервые существующие зубочелюстные аномалии удалось классифицировать в первой половине 19-ого века. Такие специалисты как Велькером, Кнейзелем, Ведлем и другие особо пристальное внимание уделяли чаще всего неправильному положению передних зубов. Данный период развития этой науки получил название «доэнгелевский».
Уже в 1889 году американский ученый Энгль выделил 7 разновидностей аномалий положения зубов. Этот же специалист проанализировал нарушения смыкания боковых зубов.
Стремительное развитие данного раздела стоматологии началось только во второй половине 20-ого века. На сегодняшний день в основе ортодонтии лежит такое понятие как «норма». Именно к индивидуальной норме стремится каждый специалист данной области, проводя то или иное выбранное им лечение.
|
|
Среди основных стоматологических заболеваний зубочелюстные аномалии занимают по распространенности одно из ведущих мест. По данным Т.Ф. Виноградовой с соавт., у детей 3 лет сформированные аномалии развития зубочелюстной системы выявлены в 48% случаев. Частота морфологических нарушений зубочелюстной системы у школьников составляет около 50%. Пороки развития зубочелюстной системы, в том числе расщелины твердого и мягкого неба, альвеолярного отростка, выявляются с частотой 1:1000 у новорожденных, и отмечается тенденция к их увеличению.
Изучению данной патологии, ее распространенности, структуры, этиологии уделяется большое внимание, в особенности у детского населения различных возрастных групп, на разных стадиях формирования зубочелюстной системы.
Следует отметить, что следует различать понятия «аномалия» и «деформация».
Под «аномалией» понимают нарушения развития формы и функции зубочелюстной системы.
«Деформация» означает изменение ее формы и функции, обусловленные приобретенными патологическими процессами.
Классификация основных зубочелюстных аномалий
1. Аномалии отдельных зубов (их величины, формы, числа, положения).
2. Аномалии зубных рядов.
3. Аномалии прикуса.
Аномалии зубочелюстной системы, в зависимости от их вида и тяжести, являются или могут явиться причиной ряда патологических состояний и заболеваний как ротовой полости, так и организма в целом.