Предложения потребителя и полезность

ТЕМА 3.3 Теория потребительского поведения.

Экономика, как потребительский выбор. Закономерности потребительского поведения

Предпочтения потребителя и полезность.

Бюджетное ограничение.

Равновесие потребителя.

Экономика, как потребительский выбор.

Закономерности потребительского поведения.

Экономика складывается из множества актов выбора, совершаемых людьми ради удовлетворения своих безграничных потребностей. В этом смысле экономику можно представить как бесконечный потребительский выбор. Людям приходится выбрать в условиях ограниченности ресурсов, какие же потребности и в каком количестве стоит удовлетворять. В широком смысле слова потребительский выбор означает решение вопроса о том, что производить, какие товары и услуги нужны в первую очередь.

В более узком смысле потребительский выбор связан с проблемой распределения денежных доходов потребителей на покупку различных товаров и услуг. В данном случае речь идет о том, почему потребители приобретают какой-то определенный набор товаров, а не любой другой, который можно было бы выбрать из имеющихся на рынке товаров. Разобраться в этом значит понять логику потребительского поведения. При объяснении логики потребительского поведения экономисты исходят из того, что существует несколько закономерностей:

- первой закономерностью потребительского поведения является цель, которую преследуют потребители при осуществлении выбора среди товаров и услуг. Цель потребителей состоит в получении удовольствия и удовлетворения потребностей от потребления благ. На экономическом языке данная цель выражается с помощью термина «полезность». Термин «полезность» вошел в экономическую науку более 2-х столетий назад благодаря работам английского философа и социолога Д.Бентама (1748-1832);

- 2-й закономерностью являются потребительские ограничения. К числу самых важных потребительских ограничений относятся:

1 Уровень цен на потребительские блага;

2.Уровень дохода потребителя.

Оба вида ограничений усложняют потребительский выбор. Потребитель не может купить все, что ему хочется, так как каждая покупка приводит к уменьшению его ограниченного дохода. В результате приходится выбирать, пользуясь правилом максимизации полезности, при ограниченности денежных средств и заданности цен на блага;

3.Третьей закономерностью потребительского поведения – варианты выбора;

- закон убывающей предельной полезности.

- эффекты дохода и замещения.

Предложения потребителя и полезность.

Экономические решения при выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь наибольшей выгоды, или отдачи, при имеющихся возможностях. Эта выгода при потреблении, представляющая собой уровень благосостояния или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью. Для точного анализа поведения потребителя необходимо формально описать его целевые установки, т.е. зависимость уровня полезности от набора потребляемых благ. Такая зависимость представляет собой функцию полезности – соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потреблении: U-(Х12….Хn). Полезность высвечивает принципиальный момент в поведении потребителя, выбирающего тот или иной объект выбора данному экономическому субъекту в данных условиях, определяет к чему стремится потребитель в данной ситуации. По сути, функция полезности -это определенная форма выражения упорядочивания предпочтений потребителя. Рассмотрим проблему выбора наилучшего потребительского набора, сведя количество благ к двум.

X2

 
 


U3

U2

U1 X1

Линия данного уровня U функции полезности U= f (X12) называется кривой безразличия. По определению кривая безразличия есть геометрическое место (или попросту совокупность) всех точек на графике потребительского множества, показывающее все возможные комбинации товаров, которые обеспечивают потребителю один и тот же уровень полезности. Вкусы и предпочтения потребителя представляют картой (кривых) безразличия.

Нисходящий наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы замены (М R S x1, x2) благами Х1 благами Х2. Ее величина показывает количество единиц товара на вертикальной оси Х2, которое потребитель готов заменить единицей товара, откладываемого по горизонтальной оси Х1: MRS x1x2 = - ΔХ2 / ΔX1.=MU1/MU2

Обычно кривая безразличия вогнута (выпукла вниз, к началу координат). Это отражает то обстоятельство, что MRS чаще всего уменьшается с увеличением потребления одного товара вместо другого – так формируется принцип убывания предельной нормы замены. Блага, между которыми существуют отношения исключительно заменяемости в потреблении – абсолютно заменяющие друг друга товары (совершенные субституты)- имеют кривые безразличия в виде прямых линий. Блага,потребляемые совместно для удовлетворения единой потребности,которые совершенно не могут заменить одно другое в потреблении – абсолютно дополняющие друг друга в потреблении товары (совершенно комплементарные блага) имеют кривые безразличия в виде прямых углов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: