Мудром и Владимире Мономахе

Программа

поисторииотечественнойкультуры

Ιкурс

(16 часов)

1. Характерные черты отечественной культуры.

Природные факторы и их влияние на формирование русской

ментальности………………………………………………………………2 ч

2. Особенности восточнославянской мифологии………………………… 2 ч

3. Культура Руси в дохристианский период. Два культурных центра Руси -

Новгород и Киев…………………………………………………………...2 ч

4. Принятие христианства Владимиром Святославовичем. Выбор религии.

«Слово философа». Двоеверие……………………………………………2 ч

5. Характерные черты культуры Киевской Руси при Ярославе Мудром и

Владимире Мономахе………………………………………………………2 ч

6. Культура Новгорода ΙХ - ХΙV вв. …………………………………………4 ч

7. Культура Владимиро-Суздальского княжества…………………………..2 ч

Тема 1. Характерные черты отечественной культуры. Природные

Факторы и их влияние на формирование русской ментальности.

Характерные черты: единство национальной культуры, пульсирующий характер, противоречивость и амбивалентность, стремление к единству, утопизм. Интегративные социокультурные факторы. Природные факторы: лес, степь, река, равнина. Культ природы у восточных славян.

Тема 2. Особенности восточнославянской мифологии.

Географические, геополитические, ландшафтно-климатические факторы и их влияние на формирование картины мира у восточных славян. Своеобразие древнерусских представлений о предопределенности судьбы человека. Верховные боги языческого пантеона восточных славян. Низшая мифология. Представления о загробном мире. Места поклонений божествам. Культ предков.

Тема 3. Культура Руси в дохристианский период. Два культурных

Центра Руси - Новгород и Киев.

Догосударственный период у восточных славян. Характеристика русов в литературе арабов и византийских писателей. Первые князья. Образ жизни, уклад, социальное устройство общества. Формирование двух центров Руси - Новгород и Киев.

Тема 4. Принятие христианства Владимиром Святославовичем. Выбор

Религии. «Слово философа». Двоеверие.

Религиозная реформа Владимира Святославовича (980 г.). Выбор религии. Крещение Руси. «Слово философа» как отражение нового мировоззрения. Понятие «двоеверие» в Х - ХΙ вв. в трактовке светской и церковной (Ф.Печерский) властей. Освоение «византийского вклада». Открытие Владимиром училищ. Технология изготовления икон. Трактовка пространства храма как макро- и микрокосмоса. Топографическая символика храма. Символика чисел.

Тема 5. Характерные черты культуры Киевской Руси при Ярославе

Мудром и Владимире Мономахе.

Деятельность Ярослава в Киеве: строительство Софийского собора, первая библиотека, возникновение монашества, основание училища в Новгороде, чеканка монет, социальное положение, династические браки его детей. Илларион и «Слово о законе и благодати». Облик Киева при Ярославе. Законодательство и «Русская правда». Раздел христианского мира. Деятельность Владимира Мономаха: основание школ, основание городов. «Поучение». Древнерусские «смехотворцы».

Тема 6. Культура Новгорода ΙХ - ХΙV вв.

Первые сведения о Новгороде. Особенности территориального положения Новгорода. Остромирова летопись и комментария к ней А.Шахматова, Б.Рыбакова, Д.Лихачева. Остромирово евангелие. Особенности социально-политического устройства Новгорода и их влияние на художественную культуру города (вече, выборы архиепископа, роль архиепископов в жизни Новгорода). Сравнительная характеристика архитектуры и фресковой живописи Новгорода ХΙ в. и ХΙΙ - ХΙΙΙ вв. (Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице и др.). Художественная культура Новгорода ХΙV в. (церковь Спаса Преображения, росписи Ф.Грека). Ι период Предвозрождения. Еретические течения (стригольники, жидовствующие).

Тема 7. Культура Владимиро-Суздальского княжества.

История региона (коренные жители, приход славянских племен, их ассимиляция, первые князья, перенос престола во Владимир). Деятельность Андрея Боголюбского: икона Владимирской божьей матери, Боголюбово, архитектурный облик региона (Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и пр.). Деятельность Всеволода Большое Гнездо: перестройка Успенского собора, Дмитриевский собор.

ΙΙкурс

(24 часа)

1. «Полицентризм» как характерная черта отечественной культуры

ХΙΙ - ХΙΙΙ вв.………………………………………………………………...2 ч

2. Общая характеристика древнерусской литературы……………………….3 ч

3. Москва и ее роль в культурном возрождении Руси……………………….4 ч

4. Общая характеристика русской культуры ХV - ХVΙ вв. …………………5 ч

5. Общая характеристика русской культуры ХVΙΙ в. ………………………..6 ч

6. Культура России при Петре Ι……………………………………………….4 ч

Тема 1. «Полицентризм» как характерная черта отечественной

культуры ХΙΙ - ХΙΙΙ вв.

Художественные центры Руси: рост городов, оборонное и монастырское строительство. Декоративно-прикладное искусство (технологии, эмали, оружие и пр.). Нашествие монголо-татар и шведов, деятельность А.Невского. Переезд митрополита Петра во Владимир (1299 г.).

Тема 2. Общая характеристика древнерусской литературы.

Общая характеристика былинного творчества (циклы, герои, отличия и сходства с западноевропейскими сагами). «Повесть временных лет»: норманнская теория, ее уточнение в работах А.Шахматова, Б.Рыбакова, Д.Лихачева. «Слово о полку Игореве» (идея, новаторства, предполагаемые авторы). «Сказание о Соломоне и Китаврасе» как источник информации о математических измерениях древнерусских зодчих. Рукописные центры. «Житие Бориса и Глеба» Нестора. Переводы Георгия Амартола. Лаврентьевская летопись. Агиографическая литература (Пахомий Лагофет, Епифаний Премудрый).

Тема 3. Москва и ее роль в культурном возрождении Руси.

Возвышение Москвы и перенос общерусского престола в Москву (деятельность митрополита Алексия, князь Дмитрия Иванович и Евдокия Дмитриевна). Влияние архитектуры Владимиро-Суздальской земли на зодчество Москвы (перестройка Кремля). Деятельность Сергия Радонежского. Значение Куликовской битвы, ее оценка в трудах историков. «Задонщина». Творчество Ф.Грека, А.Рублева.

Тема 4. Общая характеристика русской культуры ХV - ХVΙ вв.

Завершение процесса объединения русских земель. Формирование новой идеологии. Особенности художественной культуры (тесная связь с интересами государства, усиление контроля со стороны государства, процесс интеграции региональных художественных школ и пр.). Творчество Дионисия. Формирование ансамбля Московского Кремля. Ересь жидовствующих в Москве (Матвей Башкин, Вассиан Патрикеев). Спор иосифлян и нестяжателей. Социально-экономическое и политическое положение (Иван ΙΙΙ и Софья Палеолог, рост помещичьего землевладения, развитие ремесла, положение крестьян, усадьба). Василий ΙΙΙ и процесс укрепления позиций Москвы. Рост личностного начала в культуре Руси ХVΙ в. (переписка И.Грозного и Андрея Курбского, светская публицистика). Общая характеристика литературы (Четьи-Минеи, Никоновская летопись, «Домострой», деятельность Максима Грека, книгопечатание и Иван Федоров).

Тема 5. Общая характеристика русской культуры ХVΙΙ в.

Москва - центр православия (учреждение патриаршества на Руси в 1589 г.). Процесс «обмирщения» в русской культуре и деятельность Бориса Годунова: образовательные поездки в Европу, рост торговли, живопись (годуновская и строгановская школы), проникновение западной моды. «Смута» как образ мира (Мария Нагая, Ксения Годунова). Избрание Михаила Романова и роль патриарха Филарета. Усиление влияния Западной Европы (Русь в описаниях западноевропейских путешественников, привлечение иностранцев). Реформы ХVΙΙ века (военная, административная, налоговая и правовая реформы, отмена Разрядных книг, первая перепись населения, первые театральные представления). Церковный раскол и деятельность патриарха Никона. Образование (основание школ, Славяно-греко-латинской академии). Оружейная палата как центр художественной жизни Руси. Зарождение парсуны. Новое понимание искусства в произведениях Симона Ушакова, Иосифа Владимирова, Симеона Полоцкого. «Нарышкинское барокко». Общая характеристика литературы («Возвращение блудного сына» как один из излюбленных сюжетов, историческая литература).

Тема 6. Культура при Петре Ι.

Изменение картины мира (понятие «красота» заменяется понятием «польза», деление культуры на дворянскую и народную, наличие центра и периферии). Влияние теории «регулярного государства» Г.В.Лейбница на взгляды Петра. Абсолютизм и его идеолог Феофан Прокопович. Реформы Петра (военная, административная). Образование (открытие школ, основание Морской академии, Пенсионерство, проект Академии наук). Первая библиотека. Первый музей. Строительство Петербурга (планировка, Ж.Б.Леблон и Д.Трезини). Первая газета. Театры (общедоступный и школьный). Изобразительное искусство (И.Никитин, Алексей и Иван Зубовы, А.Ростовцев, П.Пикар). Светские увеселения.

ΙΙΙкурс

(20 часов)

1. Культура России при Елизавете Петровне………………………………4 ч

2. Культура при Екатерине ΙΙ………………………………………………..6 ч

3. Культура России первой половины ХΙХ века…………………………...5 ч

4. Культура России второй половины ХΙХ века…………………………...5 ч

Тема 1. Культура России при Елизавете Петровне.

Воцарение Анны Иоанновны (Бирон, придворная танцевальная школа, творчество В.Тредиаковского). Воцарение Елизаветы Петровны. Деятельность М.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова (основание Московского университета, Академии художеств, открытие общедоступного театра Ф.Волкова). Стиль барокко (зарождение стиля на Западе, его характерные черты, новая система форм). Архитектура барокко и творчество Ф.Б.Растрелли (Царскосельский и Зимний дворцы, Смольный монастырь, дворцово-парковый ансамбль). Модные тенденции (балы, одежда, еда).

Тема 2. Культура при Екатерине ΙΙ.

Воцарение Екатерины. Характеристика русского Просвещения, его отличия от западноевропейского образца. 3 направления в идеологии русского Просвещения (либеральное - Д.Фонвизин, Н.Поповский, консервативно - охранительное - М.Щербатов, «масонское просветительство» - Н.Новиков). Реформа образования: деятельность И.И.Бецкого (Воспитательный дом при Академии художеств, Смольный институт и др.) и Г.Сковороды, система народного образования (Ф.И.Янкович), Устав народных училищ, частные учебные заведения. Деятельность Е.Р.Дашковой и Академия наук. Литературный кружок Н.Львова. Деятельность Н.И.Новикова: издательская деятельность («Трутень», «Живописец», «Кошелек», издание «Словаря российских писателей», «Вивлиофики», типография при Московском университете), создание научных и масонских обществ, благотворительная деятельность. Зарождение и становление классицизма (характерные черты, национальное своеобразие): А.Кантемир, А.Сумароков, М.Ломоносов, А.Кокоринов, Ж.Б.М.Валлен-Деламот, А.Ринальди, И Старов. Архитектура Москвы (В.Баженов, М.Казаков). Зарождение и становление сентиментализма: характерные черты, творчество В.Боровиковского и Н.Карамзина. Общая характеристика живописи (Ф.Рокотов, Д.Левицкий). Театр и драматургия (Д.Фонвизин, И.Крылов, рождение русской комической оперы, балетные спектакли). «Крепостная интеллигенция» как феномен русской культуры ХVΙΙΙ века. Общая характеристика русской культуры при Павле Ι.

Тема 3. Культура России первой половины ХΙХ века.

Александра Ι и Негласный комитет: реформа образования (до реакции и после нее), деятельность М.Сперанского. Влияние войны 1812 г. на сознание русского общества. «История государства российского» Н.Карамзина. Влияние декабристов на отечественную культуру. Вольное общество любителей словесности. Роль литературных салонов в культуре России первой половины ХΙХ века. Зарождение и становление романтизма (В.Жуковский, М.Лермонтов, О.Кипренский). Воцарение Николая Ι и его преобразования (деятельность С.С.Уварова и образовательная реформа, открытие фабрик, строительство железных дорог). Творчество А.Пушкина. Возникновение тайных кружков. Спор западников и славянофилов. Возникновение художественных школ Москвы (открытие Училища живописи, ваяния и зодчества) и Петербурга, развитие жанровой живописи. Пенсионерство и вынужденная эмиграция русской художественной интеллигенции. Тема Героя в периодике первой половины ХΙХ века. Театральное искусство (открытие Малого и Большого театров, Александринки). Музыкальная культура (оперный романтизм (А.Верстовский), рождение национальной русской оперы в творчестве М.Глинки). Конец правления Николая Ι (1855 г.).

Тема 4. Культура России второй половины ХΙХ века.

Воцарение Александра ΙΙ и проводимые им реформы (отмена крепостного права, военная, судебная, образовательная, земская реформы). Оппозиция дворянской и разночинской культур как одна из характерных черт отечественной культуры второй половины ХΙХ века. Роль литературы и литературной критики (В.Стасов, В.Белинский и др.). Публицистика и журналистика. Обоснование критического реализма как главного художественного метода (Л.Толстой и Ф.Достоевский, И.Тургенев и И.Гончаров). Расцвет драматургии (А.Островский, Л.Толстой, А.Сухово-Кобылин). Деятельность М.Бакунина и А.Герцена. Разночинская интеллигенция: картина мира, быт и нравы. Музыкальная культура («Могучая кучка», творчество А.Даргомыжского, П.Чайковского). Возникновение Товарищества передвижников. Террористические организации (история возникновения, покушения на Александра ΙΙ, деятельность М.Лорис-Меликова). Воцарение Александра ΙΙΙ (1881 г.) и изменения в сфере образования. Деятельность меценатов (Третьяков и его галерея, С.И.Мамонтов, Рябушинские). Философия В.Соловьева и ее влияние на русскую культуру. Московские рестораны и трактиры.

ΙVкурс

(20 часов)

1. Культура Серебряного века……………………………………………5 ч

2. Культура пореволюционной России (1917 - 1927)…………………...4 ч

3. Советская культура 1934 - 1956 гг.…………………………………… 4 ч

4. Советская культура 1956 - 1985 гг.…………………………………….4 ч

5. Отечественная культура конец ХХ - начало ХХΙ вв.………………….3 ч

Тема 1. Культура Серебряного века.

Воцарение Николая ΙΙ и социально-политические изменения (Манифест 17 октября 1905 г., Государственная дума, Манифест 3 июня 1907 г.). Реформа образования. Попытка создания целостного религиозного мировоззрения (Н.Бердяев, Г.Федотов, Трубецкие и др.). Влияние «Философии общего дела» Н.Федорова на взгляды русских космистов. Роль художника в культуре Серебряного века. Трактовка культуры как памяти. Общая характеристика художественных направлений (модерн, символизм, авангард, акмеизм и пр.). Художественные объединения «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Литературная критика и публицистика. Тема России в культуре Серебряного века (И.Левитан, И.Репин, В.Серов, В.Суриков, К.Петров-Водкин). Театр (основание МХТ, открытие студий при нем, творчество А.П.Чехова, театральная жизнь Петербурга). Активизация паломничества (влияние развития железных дорог и пароходства, Оптина пустынь, Афон, город Бари, становление Императорского Православного Палестинского общества). Музыкальная культура (Н.Римский-Корсаков, А.Скрябин, И.Стравинский, С.Прокофьев). Первые киносеансы.

Тема 2. Культура пореволюционной России (1917 - 1934).

Принятие различных Декретов и их влияние на социально-политическую ситуацию России (образование, эмансипация, национализация). Создание Комитета по охране культуры. Партийная доктрина и быт. Переход от военной доктрины к мирной жизни (снабжение, распределение, жилье, период НЭПа). Противоборство модернизма и реализма в культуре России 1917 - 1927 гг. Взаимоотношения РАПП и «Перевала». Отъезд и возвращение М.Горького. Театральные эксперименты в творчестве В.Мейерхольда, Е.Вахтангова, А.Таирова. Художественные объединения (АХРР, ОСТ, «4 искусства», «Общество московских живописцев», «Маковец», «Живскульптарх»). Деятельность ГИНХУКа и ИНХУКа. Перестройка литературно-художественных организаций и рождение соцреализма. Творчество П.Филонова. Деятельность конструктивистов. Трагическая судьба О.Мандельштама. Общая характеристика культуры русского Зарубежья.

Тема 3. Советская культура 1934 - 1956 гг.

Общая характеристика советской культуры довоенного периода (рождение «советского человека», стахановское движение, репрессии, переоценка отечественной истории, поиски нового Героя). Гигантомания и ее проявление в художественной культуре (строительство метрополитена, ВСХВ (ВДНХ), творчество братьев Весниных, В.Мухиной). Книга и иллюстрации. Декоративное искусство (текстильные и фарфоровые фабрики). Общая характеристика культуры военного времени (рост патриотизма и его отражение в советском кинематографе, роль концертных бригад, рождение жанра мемориала, сближение национальных культур). Специфика повседневности военной и послевоенной поры. Изменения в мироощущении и массовых стереотипах сознания советских людей (повседневная жизнь, продовольственная и жилищная проблемы). Общая характеристика художественной жизни («сталинский ампир», создание Академии художеств СССР (1947 г.), творчество А.Герасимова, П.Корина, А.Лактионова, Ф.Решетникова).

Тема 4. Советская культура 1956 - 1985 гг.

Основные черты и изменения в мироощущении советского общества 1960 - 1980 гг. и «оттепель». Рост общественных организаций и процесс бюрократизации. Реформа образования (всеобщее среднее образование

(1974 г.), внешкольные учреждения, реорганизация Академии наук). Причины «поэтического бума» (сборники А.Ахматовой, Б.Пастернака, М.Цветаевой, выступления Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский). Новое поколение кинематографистов (Г.Чухрай, М.Хуциев, Ю.Райзман, А.Тарковский, С.Параджанов, Н.Михалков, А.Кончаловский, А.Алов и В.Наумов). Возникновение «Театра на Таганке» и «Современника». Диссидентство как феномен культуры этого периода. Общая характеристика художественной жизни (Студия экспериментального искусства, «Лианозовская группа», «Метафизический синтетизм», «Художники Сретенского бульвара», ТЭВ и др.). Советская семья: новые проблемы и тенденции в семейных отношениях (качество жизни, бытовые отношения, советская очередь как элемент повседневной жизни).

Тема 5. Отечественная культура конца ХХ - начала ХХΙ вв.

«Перестройка» и распад СССР (1991 г.). Социальное расслоение и социальное самочувствие. Попытки реформирования образования. Семья и семейные ценности. Возвращение и узнавание культурного наследия русский эмиграции. Формирование художественного рынка (открытие галерей, коллекции и коллекционеры). Сфера торговли и культура потребления.

Переченьтемдлякурсовыхработ

поисторииотечественнойкультуры

1. Особенности географического и геополитического положения восточных славян и их влияние на формирование национального менталитета.

2. Причины смысловой противоречивости восточнославянской мифологии.

3. Двоеверие как один из основных факторов отечественной культуры (на примере культуры Киевской Руси, культуры Руси ХVΙΙ в., культуры России 1920 - 1930 гг.).

4. Особенности социально-политической системы Великого Новгорода и ее влияние на развитие культуры этого региона.

5. Влияние архитектуры Владимиро - Суздальской земли на зодчество Московского княжества.

6. Причины роста личностного начала в культуре Руси ХΙV - ХVΙ вв.

7. «Смутное время» как отражение социально-политического кризиса и его выражение в культуре.

8. Сравнительная характеристика древнерусских былин и западноевропейских саг.

9. Практицизм и польза как центральные понятия культурного универсума эпохи Петра Ι.

10. Основные тенденции и национальное своеобразие русского Просвещения.

11. Генезис противоречий классической русской культуры ХΙХ века.

12. Причины полемики западников и славянофилов.

13. Слово как смыслообразующий фактор русской культуры ХΙХ века.

14. Проблема соотношений традиций и новаторства в культуре Серебряного века (на примере какого-либо художника, композитора, литератора).

15. Генезис социокультурного релятивизма Серебряного века.

16. Претворение «синтеза искусств» на русской сцене 1900 - 1920-х гг. (на примере творчества К.Станиславского, В.Мейерхольда, Е.Вахтангова).

17. Проблема переосмысления древнерусского наследия в отечественной культуре рубежа ХΙХ - ХХ вв.

18. Причины стилевого разнообразия в отечественной культуре 1920-х гг.

19. Западноевропейский культурно-исторический контекст и его значение в формировании культуры русского зарубежья.

20. Русский авангард как феномен мировой культуры.

21. Сравнительная характеристика бытовых условий и поведенческих установок в отечественной культуре ХVΙ в. и ХVΙΙΙ в.

22. Театр «Современник» как отражение либеральных тенденций периода «оттепели».

23. Диссидентство как феномен отечественной культуры 1960 - 1980-х гг.

24. Поиски нового художественного языка в отечественном кинематографе 1970 - 1980-х гг. (на примере творчества А.Кончаловского, А.Сокурова, А.Тарковского, В.Алова и В.Наумова).

25. Новый подход С.П.Дягилева к трактовке понятия «творчество».

26. Представления русских и французов о себе и друг о друге в первой половине ХΙХ в.

27. Проблема эволюции психологической проблематики русского портрета ХVΙΙΙ -ХΙХ вв.

28. Проблема человека в отечественной культуре ХVΙΙΙ в.

29. Причины появления мистицизма в русской культуре ХΙХ в.

30. Спор о Герое в журналах «Вестник Европы» и «Северный вестник» как отражение важнейшей проблемы русской культуры начала ХΙХ в.

31. Проблема выбора эстетических идеалов художниками объединения «Мир искусства».

32. Причины зарождения русской фантастики в конце ХΙХ в.

33. Проблема примирения аскетизма и гедонизма в русском барокко.

34. Юродство как одна из форм интеллектуального критицизма.

35. Истоки и этапы развития русского кабаре на рубеже ХΙХ - ХХ вв.

36. Проблема «поиска рая» в отечественной культуре 1960 - 1970-х гг.

(на примере творчества В.Попкова и М.Аветисяна).

37. Характерные черты традиционной культуры и фольклора русских мистических сект (скопчество или христовщина).

38. Проблема осмысления «византийского вклада» в культуре Древней Руси.

39. Причины «музейного бума» в отечественной культуре рубежа

ХΙХ - ХХ вв.

40. Особенности постмодерна в отечественной культуре конца ХХ века.

41. Осмысление «взрослых» проблем в отечественном кинематографе для детей (Д.Асанова, Р.Быков).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: