Общество как предмет социологии рассматривалось через призму социального взаимодействия.
Для социального познания важны:
1. Правда-Истина – объективное знание, полученное в ходе беспристрастного познания,
2. Правда-Справедливость – знание, зависящее от нравственных установок исследователя.
Таким образом, познание должно учитывать сущее и должное, теорию и практику.
Считал, что методы нельзя абсолютизировать и и жестко противопоставлять.
Особенности социального поведения и взаимодействия показаны социологом при исследовании темы героев и толпы. «Герои и толпа».
Героями признаются люди, способные своим примером, лидерскими качествами увлечь толпу вне зависимости от знака поступка (положительный, благородный или отрицательный, дурной).
Толпа:
сходство поведения, эмоциональная связь, нивелируются индивидуальные черты, в основе поведения бессознательное подражание, узкий круг интересов, скудное развитие.
Толпа - масса, способная увлечься примером, пойти за лидером на любое дело, как высокое, так и самое низкое.
Герой помогает толпе преодолеть скудость жизни, на которую массы обречены в современном мире.
Использует термины «психическая зараза», «социальный гипнотизм». Тем самым на восемь лет («Герои и толпа», 1882) опередил Г. Тарда («Законы подражания», 1890) в исследовании этого механизма, изучении массовых процессов в целом.