Данный компонент складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых слуховых образов. Волевое сосредоточение внимания позволяет музыканту перенести все то, что было сделано в умственном плане, в процессе предварительной работы, во внешний план, т.е. показать свою работу слушателям. Умение сосредоточивать внимание и длительно удерживать его на каком-либо объекте – такой же важный компонент ОКС, как и поддержание физической формы, и умение регулировать частоту сердечных сокращений. Поэтому ежедневные упражнения на концентрацию внимания должны входить в программу подготовки музыканта. Концертмейстеру желательно не только тренировать собственную концентрацию внимания, но и привлекать певца к воспитанию данного качества.
Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия.
В первом случае нарастающее волнение перестает уравновешиваться усиливающимся процессом торможения. Сильное волнение проявляется в напряженных и лихорадочных движениях, торопливой речи с проглатыванием слов или отдельных слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуляции. Движения становятся напряженными, плечи – слегка приподнятыми, дыхание – учащенным и поверхностным. Кожа на лице начинает покрываться красноватыми пятнами, ладони становятся влажными.
|
|
Понятно, что долго прибывать в таком состоянии человек не может. Нервная система начинает истощаться и после какого-то периода времени организм входит в состояние апатии. В таком состоянии человек делается вялым, замыкается в себе, испытывает недомогание и слабость. Так бывает в результате долгого ожидания очередности выступления.
При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек научается справляться с волнением. Если перерывы между выступлениями растягиваются, достигая 2-3 месяцев, то адаптации не происходит.
Как бы ни были велики психологические сложности публичного исполнения, они могут быть с успехом устранены, если концертмейстер будет владеть соответствующими приемами и способами их преодоления, а также обучать им певца.
Как правило, удачным выступлениям сопутствуют приподнятое настроение, желание играть хорошо, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие. Неудачным выступлениям предшествуют общее утомление, плохое питание, отсутствие режима труда и отдыха, плохая физическая подготовка.
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы.
|
|
Для успешной сценической деятельности, нередко изобилующей экстремальными ситуациями, концертмейстеру желательно помнить, что он не только в большей мере несёт ответственность за ансамбль, но и способен корректировать психоэмоциональное состояние певца.
Важно уметь приводить себя и партнёра по ансамблю в оптимальное концертное состояние, которое имеет 3 компонента – физический, эмоциональный и мыслительный. Каждый из этих компонентов нуждается в целенаправленной тренировке соответствующих действий. Особое значение в предконцертной подготовке должно уделяться функции внимания, которое должно быть одновременно и очень устойчивым, и гибким, и объемным. Ансамблевое внимание – это также взаимная поддержка, взаимный контроль, способность мгновенно отреагировать на инициативу партнёра, успеть вовремя сгладить неожиданные шероховатости, огрехи. Психологический компонент предконцертной подготовки может стать решающим для совместного концертного выступления.