Мыслительный компонент оптимального концертного состояния

Данный компонент складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых слуховых образов. Волевое сосредоточение внимания позволяет музыканту перенести все то, что было сделано в умственном плане, в процессе предварительной работы, во внешний план, т.е. показать свою работу слушателям. Умение сосредоточивать внимание и длительно удерживать его на каком-либо объекте – такой же важный компонент ОКС, как и поддержание физической формы, и умение регулировать частоту сердечных сокращений. Поэтому ежедневные упражнения на концентрацию внимания должны входить в программу подготовки музыканта. Концертмейстеру желательно не только тренировать собственную концентрацию внимания, но и привлекать певца к воспитанию данного качества.

Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия.

В первом случае нарастающее волнение перестает уравновешиваться усиливающимся процессом торможения. Сильное волнение проявляется в напряженных и лихорадочных движениях, торопливой речи с проглатыванием слов или отдельных слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуляции. Движения становятся напряженными, плечи – слегка приподнятыми, дыхание – учащенным и поверхностным. Кожа на лице начинает покрываться красноватыми пятнами, ладони становятся влажными.

Понятно, что долго прибывать в таком состоянии человек не может. Нервная система начинает истощаться и после какого-то периода времени организм входит в состояние апатии. В таком состоянии человек делается вялым, замыкается в себе, испытывает недомогание и слабость. Так бывает в результате долгого ожидания очередности выступления.

При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек научается справляться с волнением. Если перерывы между выступлениями растягиваются, достигая 2-3 месяцев, то адаптации не происходит.

Как бы ни были велики психологические сложности публичного исполнения, они могут быть с успехом устранены, если концертмейстер будет владеть соответствующими приемами и способами их преодоления, а также обучать им певца.

Как правило, удачным выступлениям сопутствуют приподнятое настроение, желание играть хорошо, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие. Неудачным выступлениям предшествуют общее утомление, плохое питание, отсутствие режима труда и отдыха, плохая физическая подготовка.

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Для успешной сценической деятельности, нередко изобилующей экстремальными ситуациями, концертмейстеру желательно помнить, что он не только в большей мере несёт ответственность за ансамбль, но и способен корректировать психоэмоциональное состояние певца.

Важно уметь приводить себя и партнёра по ансамблю в оптимальное концертное состояние, которое имеет 3 компонента – физический, эмоциональный и мыслительный. Каждый из этих компонентов нуждается в целенаправленной тренировке соответствующих действий. Особое значение в предконцертной подготовке должно уделяться функции внимания, которое должно быть одновременно и очень устойчивым, и гибким, и объемным. Ансамблевое внимание – это также взаимная поддержка, взаимный контроль, способность мгновенно отреагировать на инициативу партнёра, успеть вовремя сгладить неожиданные шероховатости, огрехи. Психологический компонент предконцертной подготовки может стать решающим для совместного концертного выступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: