Радищев

1 часть - осознавание - представляет собой ряд простейших психологических упражнений по концентрации внимания на конкретной части своего восприятия. Упражнение на осознавание получаемой информации может начинаться словами «Я осознаю, что я вижу... (слышу, представляю, ощущаю кожей и т.д.)» и продолжаться перечислением всего, что регистрируют глаза (уши, внутреннее зрение, рецепторы кожи и т.д.). Более сложные упражнения - на отслеживание собственных чувств как реакций на получаемую информацию (например, «Я осознаю, что у тебя сузились глаза, представляю в связи с этим, что ты злишься на меня и чувствую страх в связи с этим»).

Вы можете прийти в супермаркет и начать прислушиваться к тому, что именно вам хочется, отбрасывая то, что вы «давно не ели», «давно хотели попробовать», «видели на столе у подруги» и так далее, ориентируясь только на то, что просит организм. Выберите что-нибудь одно и съешьте это дома, не спеша. Прислушивайтесь – что с вами происходит, когда вы едите это, и что – после того, как съели. Попробуйте так же поступать с музыкой и книгами, даже не в магазине, а у себя дома. Попробуйте подбирать людей для общения в таком же порядке. Попробуйте организовывать события своего дня так же.

Чувства и ощущения являются самыми главными информаторами о самом человеке и индикаторами достоверности внешней информации. Проблема современных людей заключается в том, что у большинства с детства отработаны приемы подавления своих чувств с целью соответствия той или иной социальной ситуации. И таким образом все мы частично слепы и глухи к происходящему, а потому часто не можем понять, почему с нами случаются какие-то, часто повторяющиеся, вещи. Но подавление чувств не освобождает нас от них, а переводит их в другое русло – рождает вторичные чувства, различные толкования, которые становятся основой мышления и мировоззрения, часто далекого от реальности, а так же в психосоматические явления: головные и мышечные боли, спазмы, нарушения пищеварения и кровообращения.

Эти проблемы от мировоззренческих до проблем со здоровьем могут явиться серьезным ограничением для создания новых навыков, для усовершенствования себя-в-действии как в деятельности, так и в умении жить и общаться, решать ежедневные задачи своего существования.

Вторая часть – корректировка – представляет собой ряд упражнений, отучающих от привычных действий, диктуемых привычными реакциями. Примеры таких упражнений и техник осознавания можно найти в дзенской традиции, учении толтеков и гештальт-терапии. Это такие техники, как «не-делание», например.

Для того чтобы получить об этих техниках самое поверхностное представление, представьте выражение вашего лица сейчас, а затем осознайте это чувство и назовите его. Попробуйте понять, что это значит для вас.


Самая занимательная для нас поверхность на земле - это человеческое лицо. Лихтенберг.

У начинающих «практикантов осознавания» часто возникают вопросы: «А сколько времени этому посвящать? Как упорно трудиться над этим?» «Стахановские» мерки здесь не подходят: это не забег на дистанцию и не тест «Кто больше?».

Осознавания не может быть слишком много или слишком мало. Мы все время находимся в равновесии и осознаем ровно такое количество происходящего, с каким можем справиться на данном уровне интеллектуально-психического развития. И когда мы поступаем в жизни так или иначе – мы поступаем так, как умеем. Выше головы не прыгнешь – остается лишь учиться постепенно расширять границы своих навыков. Осуждать себя за ошибки – бесполезная трата энергии. Расширение навыков состоит в том, чтобы суметь выталкивать себя из мертвой точки. Направление при этом может быть любым.

Для того чтобы развиваться, нет необходимости зарываться в глубины бессознательного, нужно научиться осознавать очевидное. Не важно, «почему» что-то происходит с вами, поскольку знание причины не решает ваших проблем. Важно как вы поступаете сейчас в жизни. Когда вы понимаете структуру того, что с вами происходит, вы можете изменять ее. Причину же изменить невозможно. Важно КАК вы делаете то, что с вами происходит, и КАК вы создаете эти ситуации. Признаете ли вообще, что именно вы владеете авторским правом на то, что с вами происходит? Готовы ли получать за это дивиденды?

Если вы живете в настоящем, вы используете очевидное. Если вы живете в своем компьютере или устаревших реакциях, или прибегаете к своему привычному заскорузлому способу обхождения с жизнью – вы вязнете в этом. Проживая любую ситуацию, вы можете находиться в соприкосновении с жизнью, или в соприкосновении с собой, или в соприкосновении с жизнью своей фантазии. Именно эта зона – жизнь фантазии – оказывается нездоровой частью, если мы принимаем ее за нечто реальное.

Вам не нужно подогревать себя с помощью ЛСД, марихуаны или других искусственных стимуляторов, как это делали раньше люди, пытающиеся сдвинуть свою «точку сборки», сменить угол зрения на себя и свою жизнь с их помощью. Если мы создаем собственное осознавание, если мы делаем это сами и не ищем искусственных средств, у нас есть все, что необходимо для развития. Можно пробовать многие вещи и убедиться, что мир не развалится, если вы будете сердитыми или если вы будете честными. Вы выйдете в мир, и, может быть, станете несколько более уверенным. Вы увидите, что люди ценят честность гораздо больше, чем вы думали.

Конечно, многие будут обижаться, и раздражаться, но это, как правило, такие люди, которых не стоит считать друзьями. И в то же время, те люди, которых вы не считаете друзьями, не являются вашими врагами.

Контакт с окружающим миром, являющий собой постоянное осознавание происходящего с вами и производимого вами, не подразумевает постоянной настороженности, признака хронической тревожности, обычно основанной на непонимании.

Понимание человеческого поведения ради самого понимания – интеллектуальная игра, способ убить время. Понимание себя предполагает нечто большее, чем способности мыслить – оно требует способности чувствовать.

Для разрешения ваших проблем не достаточно анализа и понимания того, что с вами происходит. Хоть это и помогает избавиться от замешательства, этого не достаточно для того, чтобы сформировалась способность опираться на себя самого, необходимая для осуществления экзистенциального выбора. Вы можете полностью понимать себя, но быть неспособными самостоятельно что-либо сделать. Первым импульсом, помогающим человеку стать самостоятельным, может стать только его способность определять свои истинные потребности и, что самое главное, предъявлять их.

Любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться настолько,
насколько он способен, и границы обучения определяются собственными возможностями ученика. Именно поэтому разговоры на тему обучения лишены всякого смысла. Страхи перед знанием - дело обычное; все мы им подвержены, и тут ничего не поделаешь. Однако каким бы устрашающим ни было учение, еще страшней представить себе человека, у которого нет знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: