Солдатские сыны (Иван и Роман). Господарев, № 2. Ук. 303. Широко распространенный в восточнославянской сказочной традиции сюжет. Это одна из самых любимых сказителем сказок. Он рассказывал ее с соблюдением всей сказочной обрядности. Для варианта Ф. П. Господарева характерна ярко выраженная антипомещичья направленность сказки. Герои - сыновья солдата, сданного в рекруты вне очередь, - противопоставляют себя барину. Проявление ими богатырской удали становится для помещика моментом социальной расплаты. Эти мотивы для данного сюжета уникальны и встречаются только в тексте Ф. П. Господа-рева. (См. сказку А. К. Барышниковой "Иван Водыч и Михаил Водыч".)
Про глупого Омелю. Господарев, № 10. Ук. 675. Распространенная волшебно-фантастическая сказка. У Ф. П. Господарева, как и в других его сказках, появляются яркие антибарские тенденции (см. диалог Омели с боярином о праве рубить лес).
Об золотом кольце. Господарев, № 13. Ук. 560. Распространенная волшебная сказка. Сюжет характерен для репертуара Ф. П. Господарева: здесь антагонизм героя и его жены возникает на основе социального неравенства.
|
|
Княгиня. Господарев, № 31. Ук. 969 С*. Сказка известна в единственном варианте Ф. П. Господарева. Возможно, перед нами пример индивидуального творчества сказителя, искусно соединившего многие традиционные мотивы.
Беззаботный монастырь. Господарев, № 54. Ук. 922. Популярнейшая сказка мирового фольклора. В варианте Ф. П. Господарева сюжет прикреплен к имени Петра I.
Петр Великий и кузнец. Господарев, № 55.
Помещик и бедный мужик. Господарев, № 34. Ук. 901. Распространенный сюжет мирового фольклора, легший в основу комедии Шекспира "Укрощение строптивой".
Барин-драчун. Господарев, № 32. Ук. 1572 С*. Для творчества Ф. П. Господарева характерны сказки, в которых умный и ловкий мужик (цыган) проучает барина (попа). Данный сюжет в восточнославянской традиции зафиксирован в единственном варианте.
Про цыгана и про попа. Господарев, № 45. Ук. 1736. Популярная в русской традиции новеллистическая сказка.
Музыкант. Господарев, № 56. Ук. 1360 С. (См. скоморошину Кирши Данилова "Про гостя Терентишша" и сказку М. М. Коргуева "Солома, ты, солома".)