Предметом методики преподавания психологии являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности.
Проблемы преподавания психологии:
1 Меньшая (по сравнению с другими дисциплинами) структурированность курса
1.1 разделение психологии на естественно-научную и гуманитарную
1.2 Множество психологических школ
2 Проблема личностной включенности преподавателя:
2.1 Личное соответствие читаемому курсу
2.2 Смешение функций психолога и преподавателя
2.3 Перенос личного опыта на читаемый курс
2.4 Проблема «дистанции» между учащимися и преподавателем
3 Проблема ожиданий аудитории:
3.1 Ожидание «эффектов» от курса психологии и от психолога
3.2 Соотнесение учащимися личного опыта преподавателя с содержанием курса
4 Особенности работы преподавателя психологии:
4.1 Новизна профессиональной сферы
4.2 Формирование запроса на собственно психологическую деятельность
4.3 Профессиональная изоляция
4.4 Психологическая «неготовность» социума
Задачами МПП являются:
|
|
- рассмотрение содержания психологии как учебного предмета;
- методы и формы обучения и воспитания, применительно к данному предмету;
- определение средств, способов, инструментария для реализации учебных задач;
- описание особенностей педагогической деятельности преподавателя;
- рассмотрение особенностей развития личности учащегося в процессе получения знаний по психологии и пр.
Методика преподавания выступает с двух позиций: во-первых, она является наукой, во вторых, она включает признаки практической деятельности.
Методика преподавания психологии как учебная дисциплина включает в себя закономерности обучения психологии, а также описание аудиторных (классных) форм организации обучения, внеаудиторной (внеклассной) работы с лицами, изучающими психологию, методику самостоятельной работы с литературой по психологии, методику организации научной работы по психологии и т.п.
Использование традиционных и инновационных технологий преподавания психологических дисциплин.
Открытые образовательные технологии. Мастерские
Технология «Педагогические мастерские» позволяет ребёнку проявить творческое мышление и выразить своё понимание вопросов. Соотнести свои возможности с реальностью жизни и фантазией, которая когда-то была так близка ребёнку — весёлой и понятной игрой.
Эта технология позволяет ребёнку привнести свой опыт, своё познание мира, своё видение той или иной ситуации. Она учит ребёнка размышлять, уметь советоваться с товарищем и, отстаивая свою точку зрения, не забывать прислушиваться к товарищу, а иногда, а то и довольно часто, с удовольствием принимать точку зрения своего одноклассника.
|
|
Новые педагогические технологии позволяют ребёнку научиться жить, работать, думать самостоятельно и коллективно, а мечтать и творить — индивидуально.
Приучая ребёнка к совместной работе, новые технологии ничуть не умаляют индивидуальности ребёнка, они определённо учат ребёнка понимать, что работать хорошо можно не только общепринятыми методами и приёмами, а работать можно по-разному: видеть проблему с разных точек зрения и решать эти проблемы можно как индивидуально, так и совместно. Совместная творческая работа определённо выводит ребёнка на абсолютно новый уровень обучения, позволяет ему не бояться творить, говорить, отстаивать не только свою точку зрения, но и точку зрения своих друзей.
В старших классах такая технология помогает ученику принять то или иное решение, исходя как из собственного опыта, так из имеющихся ранее или вновь приобретённых знаний. Новые технологии прививают ученику умение логически мыслить, добывать знания самостоятельно, уметь слушать и слышать, читать и видеть, видеть в читаемом всё самое главное, нужное, новое. Она учит удивляться новому и открывать это новое для себя. Учит быть внимательным к слову, написанному кем-то и рождённому самим в творческом порыве.