Тема 7. Как возникло христианство и в чем его сущность как явления культуры?

Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные корни. В социальных истоках выражаются потребности мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся новой реальности — феодальных отношений, требующих во многом нового понимания и реализации личной свободы. Если в языческой античности свобода и гражданство взаимообусловливали друг друга, то феодализм предполагал свободу человека как отказ от гражданства, поглощающего личность, а также рабства, сковывающего развитие производства.

Христианство в значительной мере было подготовлено греко-римской духовной культурой. В ней появляются имеющие принципиальное значение для христианства идеи Бога как бесконечно чистого духа, связи человеческой души с Божеством, внутренней свободы человеческой личности в ее отношении к внешнему миру, его противоположность миру духа, потребности в искуплении, наконец идея Логоса как посредника между Богом и людьми.

В становлении христианства сыграли большую роль религиозные тенденции позднего эллинизма — синкретизм (взаимное проникновение) различных верований, в частности, восточных мифов о страдающем, умирающем и воскресающем боге;

сближение всех религий, усиление идеи единобожия; индивидуализация религии как личного дела человека; необходимость чуда, сверхъестественной помощи для избавления от греховной земной жизни, враждебной человеку; личностное понимание абсолюта.

Как мировая религия, христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и социальной организации. Основные идеи христианства — греховности человеческого рода; спасения, необходимого каждому человеку; искупления грехов перед богом, сострадания.

В христианстве религией становится всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям в их сыновности божьей, равенство людей перед Богом. Христианство явилось удачным ответом на потребности масс в положительном идеале. Оно ставило перед людьми новую цель, соединяя надежду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом царстве божьем, обосновывало идею братства людей, равных в грехе и искуплении, санкционировало разрыв верующих с враждебным им земным миром.

Христианство во многом отличается, часто до противоположности, от античного язычества. Для христиан характерны: ориентация на внутренний мир человека (античность — на внешний); вера в чудо, авторитет (разум); греховность земной жизни (радость земного бытия); приоритет духовного над телесным (культ телесного бытия); смирение человека (активность); аскетизм (полнота жизни);

установка на улучшение человека (помощь) и др. Последнее является важной особенностью христианства как выраженной нравственной религии, имеющей установку на духовное совершенство

человека с целью пробудить стремление к единению с Богом и, тем самым, обрести лучшую жизнь.

Христианство возникло в I веке н.э. в Палестине на основе иудейской мифологии. Большую роль в формировании христианства сыграло появление документа, фиксирующего основные религиозные идеи иудохристианства — «Ветхого Завета». Его перевод с древнееврейского на греческий лег в основу Библии. В этом документе отчетливо прослеживается версия о божьем посланнике — Мессии, который пытался помочь людям и был казнен, но снова придет, в виде проповедника, учителя истины, чтобы дать им свободу. В литературном памятнике мессианства — «Откровении оанна Богослова» — впервые говорится об Иисусе Христе (Христос — греч. перевод «мессия», помазанник божий). Во второй части Библии — «Новом Завете» главной идеей является миф об Иисусе Христе как богочеловеке, спасающем ценой своей жизни человечество от его грехов.

Быстрый рост популярности нового учения был вызван актуальностью идеи сверхъестественного спасения в условиях краха надежд на реальность освобождения человека от угнетения и нищеты. В христианстве социальный протест переводится в моральный. Несовершенство человеческих отношений объясняется изначальной греховностью чело­века, что делает естественным пассивность, проповедь терпения, мечты о лучшем мире на «том» свете.

Сначала христианство отличалось демократизмом, было религией обездоленных и несчастных, обращенной к людям разных наций, стран, социальных слоев. Быстрый рост популярности нового учения привел к его легализации, а потом — и к утверждению христианства как государственной религии Римской империи (325 г.) в надежде, что она сможет предотвратить ее распад, заменив в качестве системообразующей, объединяющей народы идеологии идею Рима.

Став мировой религией, христианство проповедовало смирение перед государственной властью, хотя и пыталось стать выше ее, обнаружило нетерпимость в отношении античного свободомыслия и гуманизма, и в этом смысле нанесло удар по античной культуре.

Вместе с тем христианство высветило роль духовной жизни человека, внесло в мировоззренческий хаос народов наступающего средневековья начало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры.

Тема 8.Происхождение и основные этапы византийской культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: