Понятие и структура среды организации

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Структура организации - это взаимоотношения уровней управления с функциональными областями организации для наиболее эффективного достижения целей. Структура организации тесно связана с характерным для нее специфическим разделением труда и требованиями построения системы контроля в организации. Любая организация имеет разделение труда, но не просто случайное распределение работы между всем персоналом организации, а специализированное разделение труда.

Оно означает закрепление конкретной работы за тем человеком, который лучше всех в организации сможет ее выполнить, то есть за специалистом. Примером может служить разделение управленческих функций между специалистами по финансам, производству, сбыту и т.д.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

3. Система управления фирмой. Элементы системы управления: цели и стратегии, организационная структура управления, процессы управления, информационные потоки, организационная культура. http://www.cfin.ru/management/strategy/org_n_man.shtml

4. Организационная структура управления фирмой: сущность, типы, принципы построения, области применения, критерии выбора. Адаптация организационной структуры к условиям внешней и внутренней среды предприятия. http://center-yf.ru/data/ip/Organizacionnaya-struktura.php

Понятие о жизненном цикле предприятия. Фазы жизненного цикла предприятия: идея, создание, рост, стабилизация, упадок или обновление. Проблемы и решения предприятий, связанные с определенными фазами жизненного цикла.(смотри ссылку)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E8%E7%ED%E5%ED%ED%FB%E9_%F6%E8%EA%EB_%EE%F0%E3%E0%ED%E8%E7%E0%F6%E8%E8

В данной теме рассматриваются: основные подходы (модели) структурирования жизненного цикла, понятие организационного развития и его модели.

Актуальность изучения жизненного цикла организаций состоит в том, что его знание помогает при решении вопросов разработки стратегии развития, сценирования его вариантов, текущего управления организацией, аудита, снижения рисков. Как иногда говорят, если бы мы могли точно установить, на каком этапе жизненного цикла находится организация, то прекратили бы всякую другую деятельность и стали бы игроками на фондовой бирже. В этом выражении есть несомненная доля истины.

Существуют разнообразные подходы к анализу жизненных циклов организаций. Они дополняют друг друга по принципу «гешталь – фон», о котором мы уже говорили выше. Дж. Сорос рассматривал весьма обобщенно две фазы: «спад – подъем», Б.Гейтс: «равновесие – хаос», И. Пригожин: «порядок – хаос – порядок»; Р. Акофф и Ф. Эмери: «конструирование идеала – последовательность приближающих к нему шагов – целедостижение – коррекция цели – смена идеала»; А.И. Богданов: «комплексия –конъюгация – ингрессия – дезингрессия». Существуют и более проработанные и «технологизированные» концепции, которые используются успешно при самооценке организации, консультировании, аудите и т.д. Остановимся на некоторых из них.

Модель Л. Гринера. Выделяется пять фаз развития организации в зависимости от ее размеров и возраста. Каждая фаза связана как с успехами организации, так и с накапливающимися проблемами (патологиями), разрешение которых дает возможность организации успешно развиваться. Первая фаза: рост за счет созидания и кризис лидерства. Вторая фаза: рост за счет директивного управления и кризис автономии. Третья фаза: рост за счет делегирования полномочий и кризис контроля. Четвертая фаза: рост за счет координации и кризис от бюрократизма. Пятая фаза: рост за счет МОО и кризис за счет несовершенства сетевых структур.

Модель И. Адизеса. Выделяется на основе критериев гибкости и управляемости фаза роста и фаза старения. Фаза роста включает в себя следующие стадии: выхаживание, младенчество, быстрый рост («давай – давай»), юность и расцвет (акме). Фаза старения включает в себя: стабилизацию, аристократизм, бюрократизацию и смерть.

Модель Т.Ю. Базарова. В модели различаются стадии и циклы развития организации в зависимости от устойчивости/изменчивости ценностных установок организации. Стадии развития в рамках однотипных ценностей суть следующие: формирование организации, интенсивный рост, стабилизация, кризис, выздоровление/гибель. Циклы развития характеризуются сменой генеральных ценностных установок. В зависимости от этих установок выделены следующие временные циклы: 1) тусовка (приоритет общения, внутриорганизационной целостности, общих принципов коммуникации): 2) механизация (приоритет ценностей упорядочивания, определенности, внутренней организованности); 3) внутреннее предпринимательство (ценность максимального участия каждого в «процессах»; 4) управление качеством (ценность всемерной ориентации всех и каждого на качество).

Модель А.К. Смирнова и В.А.Твердохлебова. В модели выделены восемь фаз развития организации в зависимости от времени существования и эффективности. Показано, что первая и последняя фазы являются затратными (ресурсы необходимы как для основания организации, так и для ее «разборки», т.е. прекращения деятельности и устранения нежелательных последствий оной). Построен график возрастания показателей эффективности (конкурентоспособность, технологичность, спрос на услуги, профессионализм сотрудников) и их падение. Преимущества этой модели состоят в возможности применения математического аппарата. В настоящее время авторы готовят к публикации новую, «продвинутую» модель. Определенные шаги в этом направлении сделаны и в работе В.В.Розена.

Модель Р.Дафта. Модель различает четыре стадии жизненного цикла в зависимости от системной характеристики организации, включающей в себя набор правил управления, построения структуры, отношений с внешней средой. В этой модели обращается внимание и на характерные для каждой фазы кризиса, а также способы их преодоления. Выделены следующие фазы: 1) предпринимательства; 2) коллективности; 3) формализации; 4) совершенствования. Им соответствуют кризисы: руководства; делегирования власти; бюрократизации; «второго дыхания».

Модель Р. Холла. Организации рождаются, растут и приходят в упадок, иногда пробуждаются снова, иногда совсем исчезают. Так меланхолически замечает автор, разрабатывая экологический подход к организациям. Рождение и основание означает, что создан организм, который получает на входе ресурсы и обеспечивает на выходе результат, который устраивает потребителей. Преобразование означает, что организация начинает постоянно и неуклонно изменяться в соответствии с законами «организационной экологии». Отмирание/смерть означает конечный результат падения организации, когда происходит существенное и абсолютное истощение ресурсной базы организации.

Опираясь на ряд исследований, Р. Холл анализирует пять фаз падения организации и возможные меры для остановки этого процесса. Стадия первая – «ослепление» и лекарство от этой беды – «достоверная информация». Вторая – «бездействие», что требует «надлежащих мер». Третья – «ошибочное действие», что требует «правильных мер». Четвертая – «кризис», что предполагает эффективную реорганизацию. Пятая – «распад», что означает удаление организации с организационного поля.

Все рассмотренные модели показывают, как может развиваться ситуация в организации и что может изменить ее в лучшую сторону.

Это очень важно помнить, ибо мы знаем не только примеры гибели, кризисов и неэффективной работы, но и прямо противоположные. Напомним, что модели совершенства, рассмотренные нами ранее, разрабатываются на основе обобщения опыта лучших организаций, в том числе через механизмы национальных конкурсов. Поэтому необходимо рассмотреть те сценарии «организационной жизни», которые позволяют организации существовать достаточно долго, не теряя свою идентичность.

Они фиксируются понятием «организационное развитие», т.е. такое изменение организации, которое поднимает ее на новые ступени совершенства. Организационное развитие – это осознанные, планируемые действия с целью обеспечения постоянного улучшения всех показателей деятельности организации, в том числе качества трудовой жизни и удовлетворенности потребителей и партнеров. Такое понимание вытекает из требований TQM.

Человека, который осуществляет программу развития организации, называют агентом изменений. Это может быть руководитель организации, специальный отдел, сотрудник, включенный в рабочую группу, рядовой сотрудник, разделяющий ценности качества, но может быть и консультант/консультанты, привлекаемые на разных условиях к организационному развитию. Организационное развитие тесно связано с ценностями организации, ее организационной культурой. В частности, оно требует от агентов изменений, в том числе и консультантов, следующих ценностных ориентаций: наделение людей в основном положительными качествами; признание и позитивное использование индивидуальных различий; акцент на аутентичное (реальное) поведение; готовность идти на риск; акцент на сотрудничество, а не на конкуренцию и т.д.

Одна из широко применяемых моделей организационного развития разработана К. Левином. Он выделяет в развитии организации три фазы: размораживание – изменение – замораживание. К.Левин рассматривал поведение людей в организации как результат баланса динамических сил, направленных в противоположные стороны. Одни из них являются движущими, другие – сдерживающими.

Первый шаг в развитии любой организации – диагностика существующей организации и определение характера желаемых изменений. Если этот шаг осуществлен, тогда модель К.Левина требует, чтобы перед осуществлением изменений было произведено размораживание существующего равновесия. При любой сознательной попытке нарушить статус-кво важно понять общий характер движущих и сдерживающих сил в данной ситуации. Этот «расклад» может определяться индивидуальным работником, группами в организации, всей организацией (ее структурой) или ее связями с внешней средой.

Разрушения статус-кво можно добиться через изменение установок по отношению к самому изменению.

Это могут быть либо прямые воздействия, либо с помощью тренинга в составе «Т-групп», либо с помощью кружков качества, либо через привлечение сотрудников к работе в составе проектных групп. Мы придумали специальную технологию размораживания с помощью ПДИ (проблемно-деловой игры), которая включала в себя очень действенную фазу проблематизации, а затем построения «голубой модели» желаемого будущего, что отбивало охоту возвращаться к старому положению дел.

Как только ситуация разморожена, появляется возможность изменений в работе тех или иных подразделений, в баланс их сил и ресурсов. Как правило, такое изменение оказывает на организацию системное воздействие. Эти системные эффекты могут иметь как положительный, так и негативный характер, т.е. являются зоной риска. Опытные агенты по ОР – изменениям обязаны тщательно взвешивать все обстоятельства противоборства различных сил в организации, В случае успеха наступает стадия замораживания, которое называется институализацией изменения.

На языке организационного проектирования это означает, что необходимо предложить и осуществить полномасштабное проектирование всех необходимых изменений и подобрать команду для их осуществления. Формирование команды для осуществления изменений в настоящее время достаточно технологизировано и может осуществляться как силами самой организации, так и с помощью консультантов. Заключительным этапом преобразований является анализ их эффективности. Его следует осуществлять в соответствии с правилами проектной работы, т.е. оценкой необходимых инвестиций в преобразования и их возможной отдачи в определенный период времени.

ОР – вмешательствами необходимо и возможно управлять. Сформулируем несколько правил, обеспечивающих эффективность этого управления:

придерживайтесь системного подхода к изменениям,

проведите анализ сопротивлений изменениям,

определите основные движущие и сдерживающие силы изменений,

примите меры к размораживанию ситуации,

точно определите цели изменений и сообщите их сотрудникам,

заинтересуйте их в успехе проекта,

способствуйте участию тех, кого изменение затронет,

заморозьте осуществленные изменения,

измерьте состояние организации после изменений,

помните о релевантных ценностях, нормах и культурных факторах.

В приложении 7 даны графические модели жизненных циклов организаций Гринера и Смирнова – Твердохлебова

6. Ресурсное обеспечение деятельности фирмы. Ресурсы фирмы: состав и классификация. Понятие активов компании: структура и характеристика. http://studopedia.net/8_42513_planirovanie-resursnogo-obespecheniya-deyatelnosti-predpriyatiy.html

7. Основной капитал: понятие, классификация, оценка наличия и движения, показатели и условия повышения эффективности использования. http://studopedia.net/9_22338_puti-povisheniya-effektivnosti-ispolzovaniya-osnovnih-sredstv.html

8. Износ и амортизация основного капитала. Методы начисления амортизации. Факторы, влияющие на формирование амортизационной политики предприятия. Формы возмещения и прироста основного капитала. http://rudiplom.ru/lectures/ekonomika-organizacii/769.html

9. Лизинг: понятие, значение, виды, расчет лизинговых платежей. Оценка эффективности применения лизинговых сделок. Современные тенденции развития лизингового бизнеса. http://revolution.allbest.ru/finance/00228288_0.html

10. Производственная мощность предприятия, понятие и виды. Измерение производственной мощности. Показатели использования производственной мощности. http://profmeter.com.ua/Encyclopedia/detail.php?ID=979

11. Оборотный капитал: понятие, структура, показатели и условия повышения эффективности использования. http://center-yf.ru/data/Buhgalteru/Oborotnyi-kapital.php

12. Оценка потребности в оборотном капитале на создание запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции на складе. http://studme.org/1689041014915/finansy/opredelenie_potrebnosti_oborotnom_kapitale_kompanii


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: