Преподавание дисциплины «Социальная политика» является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста.
Изучение дисциплины предполагает тесное взаимодействие трех форм обучения: лекций, семинаров, самостоятельной работы. Преподавание строится на основе достижений отечественной и зарубежной социально-политической мысли, передовой вузовской педагогики, анализа социально-политических событий и процессов. Из общего бюджета времени на лекции приходится более 60% учебного времени. Лекции проводятся по узловым вопросам курса, носят проблемный, методологический характер и знакомят слушателей с основными этапами и направлениями развития системы социальной политики, с современной ситуацией в России, зарубежным опытом.
В ходе подготовки и проведения семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по основным проблемам дисциплины. На семинарах студенты демонстрируют понимание социально-правовых норм социальной политики, учатся анализировать конкретные социальные явления в терминах социальной политики, осваивают технологии, методы и приемы обеспечения социальной безопасности личности, общества и государства. Особое внимание при этом уделяется развитию у студентов умений и навыков, необходимых для постоянной практической деятельности в социальной сфере по социальной защите населения, потребности творчески применять полученные знания при организации социальной работы с различными категориями людей. На занятиях применяются активные формы и методы обучения, проводится опрос, по итогам которого выставляются оценки, что помогает контролировать качество знаний. Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с российским и международным социальным законодательством, изучают специальные документы и дополнительную литературу по учебным темам, готовятся к докладам и ответам на вопросы для семинарских занятий.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе семинарских занятий. Итоговый контроль проводится в виде экзамена (зачета). К экзамену (зачету) допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.:Альфа-Пресс, 2008
2. Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. - М., 2006
3. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. – М., Экзамен, 2008.
4. Глобализация и социальная политика развитых стран. – М., 2008.
5. Егоров Е.В. Социальное страхование. – М., 2008.
6. Колесова Н.С. Права человека и демографические процессы. – М., 2009.
7. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования. – М., 2006.
8. Маргулян Я.А. Глобальный характер и содержание современных социальных опасностей и угроз. - Международная научная конференция: Глобализация: PRO ET CONTRA». Материалы международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». Апрель 2006. СПб., 2006.
9. Маргулян Я.А. Социальная политика российского государства в условиях мирового финансового и экономического кризиса. УШ Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2009: поиск общих целей и ценностей». Апрель 2009. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.
10. Маргулян Я.А. Социальная политика как важнейшее направление обеспечения социальной безопасности населения Санкт-Петербурга. - Межрегиональная научно-практическая конференция «Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России». Апрель 2007. Сборник докладов и тезисов. – СПб., РАН, 2007.
11. Маргулян Я.А. Приоритетные направления преодоления социальных деформаций личности в условиях мирового кризиса. - 1Х Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2010: наука в обществе знания». Июнь 2010. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010.
12. Методологические основы исследования качества жизни населения // Социально-антропологический анализ качества жизни: Коллективная монография. - Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2007.
13. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008. — 1008 с.
14. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.
15. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.
16. Скворцов И.П. Социальная политика региона. Теория и практика – М.: Кнорус, 2010.
17. Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность - М., ООО "Вариант", ЦСПГИ, 2008.
18. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2010.
19. Толмачев А.П. Право социального обеспечения. – М., 2009.
20. Управление развитием социальной сферы региона: социологический анализ. Коллективная монография (под общей редакцией К.М.Оганяна). - Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2010.
21. Управление качеством жизни в контексте развития социальной сферы региона (коллективная монография). - СПб.: СПбАУиЭ, 2006.
22. Управление социальной сферой крупного города. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2008.
23. Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.
24. Morales A.T., Sheafor B.W., Scott M. “Social Work: A Profession of Many Faces”. – London, 2009.