Место и роль гражданского общества в реализации социальной политики

Ответ 4 (начало). Гражданское общество - это складывающаяся под воздействием объективных условий и субъективных факторов форма организации структурных элементов общества, социальных связей и взаимодействий в негосударственной сфере, направленная на реализацию основных прав и свобод человека, обеспечение защиты общественных, групповых и индивидуальных интересов и ценностей, их гармоническое сочетание. В демократическом обществе гражданское общество устанавливает устойчивые долговременные и взаимовыгодные отношения с институтами государства на неантагонистической основе.

Представления о гражданском обществе, сложившиеся в Западной Европе к середине Х1Х века, включали в себя следующие базисные составляющие:

· Автономию и свободу слова;

· Договор как основу формирования общественных отношений;

· Собственность как необходимое условие свободного заключения договора, а также личной и социальной свободы вообще;

· Выходящую за рамки рынка форму общественности и общественного мнения, связанных с расширением сферы критики, просвещения и эмансипации.

Трансформация этих идей в ХХ веке привела к пониманию гражданского общества, прежде всего как рыночного, существующего в условиях правового государства, идеологией которого выступает либерализм. Его следует рассматривать, в первую очередь, не как правовой, а как социальный институт, совокупность и сложное переплетение неполитических общественных структур, взаимодействующих с политической системой и оказывающих на нее свое влияние.

Гражданское общество и государство генетически взаимосвязаны друг с другом и существуют, выполняя главную функциональную задачу, связанную с развитием человека, обеспечением его нормальной жизнедеятельности. Поэтому изменение соотношения в пользу государства или гражданского общества во многом обуславливается качеством человека, его положением в данный временной период и характером переживаемых обществом трудностей и проблем.

Существуют определенные функции, позволяющие гражданскому обществу участвовать в реализации социальной политики:

Защитная функция, позволяющая обеспечивать прожиточный минимум человека и оградить общество от негативного воздействия со стороны внешней среды (обеспечение минимума заработной платы, пенсий, стипендий, работой, медицинской помощью, отстаивание прав граждан в борьбе с преступностью и коррупцией, борьба с загрязнением окружающей среды и т.д.);

Функция адаптации, выступающая как сущностной механизм повышения способности социальной системы к эффективному сопротивлению возмущающим воздействиям (обеспечение доступа к необходимой информации, широкое обсуждение социальной политики государства, представление альтернативных программ действий);

Стабилизирующая функция, связанная с вопросами создания и поддержания социальной устойчивости общества, обеспечения эффективного взаимодействия данной социальной системы и внешней среды (сотрудничество, переговоры, консультации, заключение договоров и соглашений на основе идей сосуществования и сотрудничества всех типов социальных систем, создание наднациональных структур – Европарламента, ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ);

Воспитательная функция, являющаяся фактором формирования и внедрения в сознание людей нравственных норм, правил и духовных ценностей в процессе их социализации (контроль за их соблюдением, формирование уважения и преемственности к сложившимся духовным ценностям, подъем культуры народа);

Интегративная функция, заключающаяся в превращении социальных слоев, групп, индивидов из объекта социального взаимодействия и манипуляции в социальных субъектов (институты гражданского общества выступают как «охранительные барьеры» от диктата государства, а также как механизмы развития общественной системы). Ответ 4 (конец).

Ответ 5 (начало). В специфических условиях рыночных преобразований в России исключительное значение приобретает развитие общественной системы социальной защиты, основанной на активности граждан, различных групп и всех слоев населения, ее взаимодействие с государственной системой социальной защиты. Роль и место общественных структур как демократической базы и организационной основы общественной системы социальной безопасности страны определяются их социально-политической сущностью и способностью решать задачи:

· предупреждения о возникновении источников опасности и назревании угроз;

· создания условий для формирования в стране среднего класса как главного стержня и двигателя прогрессивного развития общества;

· защиты прав и свобод, потребностей и интересов гражданского общества;

· формирования общественного мнения и воздействия на него;

· общественного контроля за деятельностью органов власти, исполнением их решений;

· вовлечения широких народных масс в практическую деятельность по обеспечению общенациональной безопасности, стабилизации обстановки, по достижению общегражданского мира и согласия;

· борьбы с социальными и моральными пороками, коррупцией, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;

· развития гражданского самосознания, творчества, инициативы и подвижничества.

Важную роль в укреплении российского государства играет усиление общественного контроля гражданского общества над государственными организациями, осуществляющими публичную власть: подчинение административного аппарата представительным органам, влияние на процессы законотворчества, создание возможностей для непосредственного выражения народными массами своего отношения к тем или иным общественным решениям, связанным с обеспечением безопасности гражданского общества.

Гражданское общество должно добиваться активного участия в формировании концепций (доктрин) безопасности страны, выработке научно обоснованной социальной политики государства, создавать различные неправительственные фонды, институты, научно-исследовательские центры по анализу ситуации в стране и подготовке аналитических материалов и рекомендаций по ее укреплению. Например, в США и развитых странах Запада существует множество неправительственных центров и организаций, разрабатывающих доклады и рекомендации президенту страны, законодательным органам по проблемам социальной политики своих стран и по соответствующему положению в других странах мира.

Как известно, Ш.Монтескье выводил «дух законов» из «духа народа», который складывается в ходе длительной эволюции под влиянием природных и исторических факторов. Гражданские законы должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными для другого народа, считал Гегель. Опыт развитых демократий показывает, что в основе их успехов – высокая активность граждан и их добровольных обществ и организаций, а также неформальных объединений, что достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе.

Основная тенденция гражданского общества реализуется посредством политического действия в технологию решения социальных проблем. Гражданское общество добивается за счет развития сферы массовых движений, партий децентрализации власти государства за счет передачи ее части самоуправления. Ответ 5 (конец).

В целом, акцент институтов гражданского общества на обеспечение качества жизни россиян, соблюдение в обществе их прав и свобод в совокупности с другими факторами позволят изменить основы демографической политики, увеличить продолжительность жизни и снизить смертность населения.

Контрольные вопросы для самопроверки

27. Отличие государства от гражданского общества.

28. Содержание и функции деятельности государства как важнейшего субъекта социальной политики.

29. Приоритетные направления в деятельности государства по реализации социальной политики.

30. Понятие гражданского общества.

31. Роль и место общественных структур как демократической базы и организационной основы общественной системы социальной безопасности страны.

Литература

34. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.:Альфа-Пресс, 2008

35. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. – М., Экзамен, 2008.

36. Глобализация и социальная политика развитых стран. – М., 2008.

37. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования. – М., 2006.

38. Маргулян Я.А. Социальная политика российского государства в условиях мирового финансового и экономического кризиса. УШ Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2009: поиск общих целей и ценностей». Апрель 2009. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.

39. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008. — 1008 с.

40. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

41. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.

42. Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность - М., ООО "Вариант", ЦСПГИ, 2008.

43. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2010.

44. Управление развитием социальной сферы региона: социологический анализ. Коллективная монография (под общей редакцией К.М.Оганяна). - Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2010.

45. Управление социальной сферой крупного города. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2008.

46. Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: