Формирование рыночных механизмов управления многоквартирными домами (МКД)

Рыночные механизмы регулирования в сфере управления МКД существующие на сегодня:

- нелегитимность вида деятельности по управлению МКД - нет понятия, нет вида экономической деятельности;

- «нездоровая» конкуренция - фирмы «однодневки» с использованием административного ресурса и отсутствие критериев оценки деятельности;

- камуфлирование доходности - доходы от деятельности загоняются в подрядный и субподрядный сегмент;

- взаимоотношения между УК и ремонтными строительными организациями (РСО) запрограммированы на убыточность УК - риски недосбора платежей за коммунальные услуги ложатся на УО;

- недофинансирование капитального ремонта МКД - непринято решение по исполнению/отмене ст.16 Закона РФ о приватизации;

- избыточный контроль за деятельностью УК - нормативная база предусматривает нормы излишнего контроля за деятельностью управляющей организации (УО) и недостаточной ответственности собственников жилого дома.

В итоге получается, что существующие рыночные механизмы не создают условия для прозрачности бизнеса, что не делает отрасль ЖКХ инвестиционно привлекательной.

Отсюда вытекают следующие последствия:

Деятельность участников рынка не прозрачна. По данным Фонда ЖКХ УК скрывают экономические показатели деятельности (чистые активы, доходы от управления, объем средств на ремонт);

Деятельность УК убыточна. Взаимоотношения между УК и РСО строятся на невыгодных для УК условиях;

Взаимодействие с собственниками неэффективно. Степень самоорганизации собственников жилья не увеличивается;

В результате происходит ухудшение состояния жилого фонда. 39,5% - средний износ жилищного фонда.

Результат - полноценный рынок управления МКД, на фоне наличия проблем в отрасли, не формируется.

Как должно быть на рынке управления многоквартирными домами, чтобы достичь безубыточности в этой деятельности на основе честной конкуренции, достаточного государственного контроля и ответственности со стороны собственников?:

- Деятельность по управлению должна быть легитимизирована и профессиональна;

- Должна быть взаимная ответственность участников рынка, в т.ч. собственников;

- Деятельность участников рынка – прозрачна;

- Собственники, активно принимающие участие в содержании жилого фонда;

- Санация. Должна заработать практика рыночных слияний и поглощений;

- Паритетные взаимоотношения с контрагентами;

- «Здоровая» конкуренция;

В связи с изложенным, для формирования рынка управления многоквартирными домами доктор экономических наук Бижанов А.Х. предлагает:

- Развивать механизмы ответственности собственников;

- Создавать условия для формирования инвестиционной привлекательности отрасли;

- Минимизировать убытки УК;

- Активизировать эффективность взаимоотношения УК с собственниками;

- Создавать условия для «здоровой» конкуренции;

- Легитимизировать деятельность управления многоквартирными домами.

Отладку систем отношений и ценностей в сфере ЖКХ Бижанов А.Х. видит в проведении стандартизации управления многоквартирными домами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: