Лекции по ПСКП, Г.М. Кузицын

1. Типология видов проектирования:

- Проектирование среды физических и материальных объектов (города, здания, сооружения, коммуникации, УК, СМИ и т.д.)

- Проектирование среды человеческих связей (проектирование общественных организаций, социальных институтов и объединений населения)

- Проектирование смыслового пространства (проектирование парадигм, научного языка, категорий, понятий)

- Проектирование культурного пространства (творческая среда, созданная человеком; культурный ландшафт и т.д.)

2. Виды проектирования в культуре.

- Организационное проектирование (организация системы управления)

- Проектирование сети УК (сетевое проектирование)

- Проектирование регионально-культурных и целевых комплексных программ

- Средовое проектирование (проектирование художественной среды, культурной среды, досуговой среды, театральной среды и т.д.)

- Проектирование культурных услуг населения

- Проектирование экспозиций (в музеях, УК, тематических выставок и т.д.)

- Проектирование общественной инициативы (клубы и объединения по интересам)

- Учет особенностей обыденного, промежуточного и специализированного уровня культуры.

3. Уровни и масштабы проектирования.

- Глобальный уровень (в масштабах человечества, государства, региона)

- Локальный уровень (населенный пункт, микроколлектив, общность, этнос)

Социально-культурное проектирование – этап управленческой деятельности, связанный с научно-обоснованным определением варианта планового развития социально-культурных процессов и явлений, целенаправленного изменения конкретных социальных институтов и отношений.

1. первым видом - «проектирование среды физических объектов», не разграничивая широкое и узкое понимание «объектов». К физическим объектам (в расширенном понимании) можно отнести все материальные объекты, созданные в результате практической деятельности людей на данном физическом пространстве: города, селения, коммуникации, промышленные предприятия, аэропорты, вокзалы и т.п. В узком понимании – это зДания и сооружения социально-культурной сферы: учреждения клубного типа, музеи, библиотеки, театрально-зрелищные предприятия, УК для детей и подростков, физической культуры и спорта и т.п. Создавая материальную культуру, человек преобразовывает среду обитания, видоизменяет экосферу и биосферу (В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев и др.)

2. Проектирование среды человеческих связей, т.е. проектирование форм и видов человеческой (массовой, коллективной, групповой) деятельности, - одна из сложнейших практических задач для специалистов социально-культурной сферы. Во-первых, данный вид проектирования привязан к конкретной территории, местности, сфере, во-вторых, может происходить только в общественных организациях и объединениях населения по различным интересам в сфере свободного времени /(например, клуб любителей музыки, клуб авторской песни, клуб "Турист" и др.), в-третьих, наряду с узкой специализацией он может иметь интегративный характер (Славянский, Татарский, Башкирский национальные центры культуры и т.п.). Данный вид проектирования можно отнести к категории «самопроектирования», т.е. как результат движения общественных инициатив и проектирование с участием самого населения.

3. Проектирование смыслового пространства как составной части среды обитания человека в практике социокультурного проектирования не играет самостоятельной роли, оно как бы присутствует во всех видах, целях и задачах проектной деятельности и должно стать смыслом, ведущей идеей человеческой преобразующей деятельности.

Процесс проектирования будущего, по Соросу, складывается из ряда этапов: 1.формулировка исходных ценностей-целей; 2. анализ современного положения вещей и данных поисковых прогнозов; 3 формулировка альтернативных сценариев будущего; 4. их оценка по критериям непротиворечивости, возможности воспроизведения, совместимости с другими сценариями, комплексности; 5 выработка стратегии воплощения альтернативных сценариев жизнь и их оценка.

4. Проектирование культурного пространства. Культурное пространство - это физическая среда, заполненная предметами материальной культуры, созданной людьми на физическом пространстве, и их культурная деятельность- политическая, научная, художественно-творческая, культурно-досуговая. Культурное пространство имеет различный уровень, степень насыщенности, иными словами, индекс культуры. Индекс культуры зависит от следующих показателей: площадь физического пространства, количество населения, проживающего на этом пространстве, количество единиц материальной культуры и видов культурной деятельности населения на условную единицу измерения, количество ученых, спортсменов, посадочных мест в театрах, киноцентрах, творческих коллективов и в них участников и т.д.

Виды культурной деятельности населения тоже происходят в пространстве и во времени. В теории и практике СКП рассматриваются три уровня: глобальный - человечество, материк, страна (Россия); региональный - Центр России, Поволжье, Большой Урал, Дальний Восток и т.д.; локальный - в масштабе населенного пункта, в масштабе территориальных общностей, внутри коллектива.

С точки фения социологии, проектирование происходит на верхнем, среднем и нижнем уровнях. О масштабах проектирования населения судят по охвату территории, протяженности во времени.

Таким образом, в теории и практике выделяются следующие виды проектирования: проектирование среды физических объектов, проектирование среды человеческих связей, проектирование среды обитания человека и проектирование культурного пространства.

Сущность СКП заключается в теор разработке прогнозов и проектов, основанных на научно проработанных принципах прогнозного поиска, как важнейшем этапе управленческой деятельности. К видам проектной деятельности относятся: Принцип (от лат.) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное исходное правило деятельности, основа для суждения. Исходные принципы в любой отрасли научных знаний и практической деятельности составляют методологическое основание теорий и концепций.

Принципы СКП:1. пр-п научного обоснования нормативной модели решения, предполагающий опору на знание об оптимальном состоянии управляемого объекта;

2. пр-п соц целесообразности и целеобусловленности, предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нормативным целям общ развития, обеспечение оптимального сочетания управ-го воздействия с механизмом саморегуляции упр-емого объекта;

3. пр-п соц-воспроизводственной ценности и соразмерности проектируемых перемен человеку его физиолог, псих и соц природе;

4. пр-п «критического порога» модификации, предполагающий учет меры управляемости (корректируемое) процессов и социально значимых следствий такой модификации;

5. пр-п комплексности и условной равнозначимости всех направлений взаимодействия чела с его природным, культ и соц окружением;

6. пр-п реалистичности и реализуемости, предполагающий опору на действительные, поддающиеся учету (путем расчетов или качественных оценок) ресурсы и на наличие организационных форм для экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном, соц-псих и экол отн-ях варианта имеющихся проектных решений.

Анализ теории и практики ПСКП говорит о том, что и здесь устоялись свои, специф пр-пы проект деят-ти.: 1. Пр-п актуальности и проблемности проекта, жизненной необходимости и потребности в реализации выдвигаемых идей. Следует отметить, что данный принцип является фундаментальным требованием в практической деят-ти специалистов-практиков клуб, музейного, театр дела, меньше у работников библ-к, учреждений для детей и подростков.

2. Пр-п научности - всестороннее научное обоснование проектных решений.

3. Принцип комплексного подхода - необходимое условие преодоления узковедомственных границ. Всестороннее изучение объекта СКП, возможностей региона, учет объективных условий и субъективных факторов. ЦКП различного типа и направленности возможно разработать только при создании единого проектного коллектива с учетом взаимовыгодных интересов органов образ-я, здравоох-я, к-ры, СМИ, юстиции, соц ин-тов.

4. Принцип соблюдения коллективизма и плюрализма проектных идей - одно из условий оптимального проектирования и реализации замысла. Твор соревнование умов и талантов как нигде может раскрыться в СКП. При орг-ции начального этапа необ-мо объявить конкурс на науч проект или получение грантов.

Принципы: модификации, проблемно-целевой ориентации, оптимальной ориентации, персонифицированности оптимизации. Принцип «критического порога модификации», учет границ и возможностей управляемости объекта проектирования (который является субъектом самоорганизации и саморазвития), степени корректируемости социокультурных процессов и оценку социально значимых последствий такой модификации. В основе этого принципа лежит идея, определяющая возможности и пределы вмешательства в функционирование социально-культурных систем, отвечающих ее природе-Представляется наиболее существенным, ибо его реализация позволит в максимальной степени использовать энергию саморазвития культуры, ограничить возможности административного и некомпетентного вмешательства в культурную жизнь. ПРОЕКТИРОВАНИЕ = ПОДДЕРЖКА Данный принцип можно рассматривать как стратегическую задачу региональных культурных программ, смысл которых заключается в создании системы условий, оптимизирующих процессы саморазвития и самоорганизации всех субъектов социально-культурной жизни территории. Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности – социально-культурной среды ее обитания. Существенным аспектом содержательной части является оптимизация непосредственной среды обитания человека, создание избыточных социальных условий, стимулирующих личностное развитие.Акцент на оптимизацию социокультурной среды обитания обусловлен тем обстоятельством, что она является основополагающим фактором, определяющим человеческие ценности, нормы, идеалы и т.д. Реализацию принципа оптимизации зоны ближайшего развития личности можно считать практическим воплощением средового подхода к социокультурному проектированию. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования. Он означает: Во-первых, альтернативность идей и проектов; Во-вторых, характеризуемый принцип предполагает восстановление связи культурных процессов с личностью творца. В-третьих, этот принцип строится на восприятии культуры как особого духовного мира, наполненными значимыми для человека образами, смыслами, идеями ценностями, на понимании проблем развития культуры как определенного противоречия между наличной и желаемой системами ценностей. В-четвертых, персонифицированность – это ценностная причастность автора программы к анализируемым процессам – восприятия себя как органичной части целого культурного мира, идентификация с ним. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение. Ключевым понятием при разработке программ поддержки и развития культуры является не развитие или возрождение, а сохранение.
Сохранение – это процесс социализации, воспроизводства каждым новым поколением норм, ценностей, правил поведения, т. е. всей институционной культуры. Изменение - зарождение новых норм и ценностей, меняющих мировоззрение и образ жизни, вносящих в культуру и социум элементы неопределенности. Принцип проблемно-целевой ориентации – ведущий технологический принцип социокультурного проектирования.
Его реализация предполагает прежде всего целевую ориентацию программ на решение различного рода проблем, носителями которого является личность, социальная группа, определенная территория, общество в целом.
Данный принцип воплощается в виде: анализа болевых точек и проблем; поиска нестандартных способов и путей их решения; просчета необходимых ресурсов и изыскания источников финансирования; вовлечение в процесс реализации проекта всех заинтересованных субъектов социокультурной жизни. СПЕЦИФИЧЕКСИЕ

ПРОБЛЕМЫ СКП: разная степень инновационности проектов, новизну проекта всегда можно подвергнуть сомнению, проблемы внедрения из-за нехватки ресурсов, т.е. низкая реализация проектов из-за проблем экономического хар-ра. Беда с экспертизой проектов: в наст время экспертные советы действуют методологически неоднородно, нет законод-ва, которое регул данную деят-ть, а значит нет нормативного единства в стандартах, критериях оценки, оценочных шкалах и др. Проблемы в выявлении приоритетных направлений проектирования, выбора аудитории, целеполагания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: