Многообразие микросоциологических концепций.Концепция социального обмена Дж. Хоманса. Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями.
· Символический интеракционизм Дж. Мид, Герберт Блумер. Основная мысль-диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.
· Управление впечатлениями (социодраматический подход) Эрвин Гофман. Спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ.
Концепция социального обмена
Основные идеи концепции социального обмена: В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам. Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция")
Концепция символического интеракционизма
С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я - человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.
|
|
Концепция управления впечатлениями
С точки зрения интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. Концепция управления впечатлениями С точки зрения Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама.