1. В Республике Казахстан устанавливаются государственные общеобязательные стандарты образования, определяющие совокупность общих требований по каждому уровню образования к:
1) содержанию образования;
2) максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и воспитанников;
3) уровню подготовки обучающихся.
2. Государственные общеобязательные стандарты соответствующих уровней образования обязательны для всех организаций образования независимо от форм собственности, типов и видов.
РАЗРАБОТКА госстандартов ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАЗАХСТАНА. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ИСКАЛИСЬ ОТВЕТЫ -ЭТО СООТНОШЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И СОЦИО-ГУМАНИТАРНОГО БЛОКОВ, ДОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИХ ИЗУЧЕНИЕ И ДРУГИЕ. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ГОССТАНДАРТОВ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ НЕ БЫЛ УДАЧНЫМ, ПОЭТОМУ СЕЙЧАС РАЗРАБОТАНЫ И УЖЕ ВНЕДРЕНЫ ГОССТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ, НО ВЕДЕТСЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
|
|
СОЗДАНИЕ ГОССТАНДАРТОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СЛОЖНАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ МЕРА. В 60-80-Е ГОДЫ XX ВЕКА БЫЛА ХАРАКТЕРНА ФОРМУЛА ОБРАЗОВАНИЯ: ЗНАТЬ ВСЕ О НЕМНОГОМ И НЕМНОГО - ОБО ВСЕМ. СЕГОДНЯ ПОДХОДЫ ИЗМЕНИЛИСЬ: ЗНАТЬ О СУЩНОСТИ ВСЕГО, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ НОВУЮ СУЩНОСТЬ. СУЩНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРЕДПОЛАГАЕТ СИНТЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫХ, ГУМАНИТАРНЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.
Содержание профессиональной подготовки специалистов отражено в следующих программных документах:
· Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования;
· образовательном стандарте национально-регионального (вузовского) компонента;
· учебных планах по конкретным специальностям;
· учебных программах отдельных дисциплин.
Стандарт (от лат. standart — норма, образец) — в широком смысле образец, эталон, модель, принимаемые за исходные при сопоставлена с ними других подобных объектов. Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений. Наличие стандарта профессионального образования позволяет:
· установить базовый уровень квалификации, ниже которого не может быть аттестации, и установить базовый уровень подготовки специалиста на различных ступенях обучения;
· повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содержания образования, применяемых педагогических технологий, средств и методов обучения;
· обеспечить конвертируемость профессионального образования внутри государства и за его пределами;
|
|
· упорядочить права обучающихся и повысить ответственность учебных заведений различного типа в профессиональной подготовке и профессиональном образовании;
· установить место каждого уровня профессионального образования в системе непрерывного образования.
Стандарт профессионального образования может быть: международный, государственный и региональный [7].
Государственный образовательный стандарт призван обеспечить сохранение единства образовательного пространства, возможность непрерывного образования, академическую мобильность, рациональные траты финансовых и материальных ресурсов. Стандарты должны соответствовать запросам личности, отечества и государства, возможностям их реализации и иметь инструментально-технологическую организацию, опирающуюся на достаточно строго определенные эталоны.
В англоязычных университетах syllabus [1]означает план курса, курсовую папку. В силлабус входит описание целей курса, требований, система оценивания, темы, задания.
Каталог от лат
Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время используются два вида учебных программ: ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ и РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением
необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются МОН РК и носят рекомендательный характер. На их основе составляются рабочие программы
Рабочая учебная программа представляет собой документ, определяющий основное содержание обучения по данной дисциплине, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Рабочая учебная программа формулирует цели и задачи изучаемого курса в соответствии с его местом и значением в общей системе дисциплин специальности, устанавливает структуру учебного предмета, содержание разделов и тем. Основное содержание образования, определяемое программой, конкретизируется в учебниках и учебных пособиях, предназначенных для учащихся.
Рабочие учебные программы составляются кафедрами по единым правилам, установленным в ДВГУ, по всем дисциплинам, включенным в рабочий учебный план на основе действующих типовых учебных программ и ежегодно пересматриваются. Программы хранятся на кафедрах и в учебно-методическом управлении.
Программы утверждаются учеными советами институтов (факультетов), по желанию автора регистрируются как методические указания (в соответствии с установленными требованиями) в издательстве ДВГУ, для соблюдения авторских прав.
Межфакультетские кафедры или кафедры, читающие дисциплины на иных факультетах, должны утвердить программы курсов на институтском (факультетском) ученом совете и согласовать содержание программ с методическими комиссиями тех факультетов, на которых изучаются эти дисциплины. На титульном листе программы делается соответствующая пометка.
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - государственный унифицированный документ, определяющий цели и содержание образования обучаемых по профессиям конкретной отрасли (машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, сфера обслуживания и др.). Он включает перечень и объем учебных предметов, их распределение по учебным неделям, полугодиям, курсам обучения, экзамены и каникулы, сводные данные по бюджету времени, график и план учебного процесса, лабораторно-практические занятия, производственное обучение и производственную практику, распределение учебных недель по курсам обучения. Основной целью Т.у.п. является план учебного процесса, включающий: учебные предметы и циклы, количество учебного времени на учебный предмет, в том числе на теоретическое и производственное обучение. Его типизация характеризуется выделением блоков предметов (общественный, гуманитарный, естественнонаучный, физического воспитания, профессиональный, специальный).
|
|
Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базового учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении индивидуального учебного плана возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).
При формировании рабочих учебных планов в системе зачетных единиц с целью оптимизации учебного процесса учебно-методические подразделения, должны предусмотреть максимальную унификацию учебных планов смежных направлений подготовки (специальностей).
Индивидуальный учебный план студента формируется по установленной вузом форме на каждый учебный год лично студентом с использованием при необходимости консультаций тьютора. При формировании индивидуальных планов вуз обязан предлагать студентам как выбор дисциплин, так и выбор высококвалифицированных преподавателей, ведущих эти дисциплины, с указанием должностей, ученых степеней и званий. План утверждается в установленном в вузе порядке, утвержденные копии хранятся у студента и в деканате (возможно, в электронном виде). Число зачетных единиц в индивидуальном учебном плане не должно быть меньше 60 в год (включая сессии).
|
|
Учебный план, служащий для расчета учебной нагрузки преподавателей, составляется на основе рабочего учебного плана по направлению подготовки (специальности) с учетом анализа индивидуальных планов студентов данного направления подготовки (специальности).
В рабочем учебном плане рекомендуется сохранить позиции, указанные в примерном учебном плане для первых лет обучения.
При формировании рабочего учебного плана следует руководствоваться перечнем видов учебных занятий в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, соотносимых с численностью студенческих потоков и групп: лекция; практическое занятие; семинар или коллоквиум; лабораторная работа; другие виды учебных занятий; учебная практика; производственная практика; другие виды групповых практик.
Вуз может устанавливать другие виды учебных занятий (по решению совета). К учебным занятиям относят консультации, контрольные работы, самостоятельную работу (под контролем преподавателя), научно-исследовательскую работу студентов, курсовое проектирование (курсовая работа), квалификационная работа (дипломный проект или работа, магистерская диссертация).