На пестовской земле»

ПРЕАМБУЛА:

Многие веси, города и местечки прославлены либо какими-то историческими событиями, либо личностями, здесь трудившимися или подвизавшимися, либо трудовыми или ратными подвигами и т.д. Как, к примеру, Вифлеем – место рождения Господа нашего Иисуса Христа, Киев – начало земли русской, Питер – колыбель революции и место перевоплощения Руси государем Петром, Хохлома Нижегородская – центр всемирно известной росписи по дереву и т.п.

Некоторые из местечек прославились уже в последние времена. Наверное немногие знают маленький городок в Свердловской обл – Тарасково. С 80-ых годов ХХв он стал местом паломничества многих тысяч уральцев. А «виной» всему чудотворная целебная вода Тараскинского источника. Местный батюшка, очень неравнодушный и активный священник побывал на Святой Земле и на Афоне, привез оттуда горстку святой земли и много как сейчас говорят артефактов, в числе которых и иконы. Что-то из привезенного было погружено в источник. И потекли чудеса и исцеления обращающихся с верою людей. Все случаи чудотворений, как и положено, в церкви и в миру, задокументированы, и сейчас имеется уже несколько альбомов этих замечательных фактов.

Приехав в Пестово, автор этих заметок поговорил на тему пестовских достопримечательностей с прежним настоятелем Покровского храма о.Михаилом (Соколовым). О.Михаил рассказал о некоторых святых источниках, к сожалению расположенных в труднодоступных местах. Поведал он и о начале строительства храма великому Божиему Угоднику – отцу Иоанну Кронштадтскому: как и с чего все начиналось, и почему именно этому святому посвящен храм.

В процессе знакомства и сближения с прихожанами выяснилась судоходность р.Мологи в начале прошлого века. Интересным показался и факт существования в Пестове - уже при советской власти - православного братства «иоаннитов», о чем рассказывала Л.А.Березина и потом наша газета ВЕРУЮ. Иоанниты же говорили о близком их общении с «любимым батюшкой».

Из дневников отца Иоанна Кронштадтского известно, что он часто бывал, останавливался и служил в соседней Устюжне. Бывал он и в соседних Боровичах. Тут поневоле зародится мысль: «А не мог ли о.Иоанн, проходя на пароходе по Мологе, остановиться хоть когда-то в Пестове?» Уж очень живописно стоит наш Покровский храм на месте путешествий о. Иоанна?. Тем более что со слов наших прихожанок Покровского храма Ефросиньи Васильевны Кудрявцевой, Анны Отч Воробьевой, Петровой Людмилы воспоминания их предков хранили в памяти какой-то проходивший пароход со множеством духовенства и певчими на борту в начале прошлого века.

Поэтому сменивший о. Михаила священник Сергий (Лысенко) испросил у Владыки Ефрема, епископа Боровичского и Пестовского благословение на исследование «О возможном пребывании о. Иоанна Кронштадтского на пестовской земле».

1. План и методика исследования

1.1. Определение круга лиц и источников информации

1.2. Работа с архивными документами, письмами и дневниками о. Иоанна

1.3. Беседы с лицами, причастными каким-либо образом к предмету исследования

1.4. Посещение Устюжны, Боровичей, Кронштадта, Санкт-Петербурга, работа с архивными документами

1.5. Посещение Всеволожска и беседа с последними Леушинскими монахинями - духовными чадами о. Иоанна

2. Определение направлений и их приоритетность

Безусловно, мы понимали, что наиболее достоверную информацию могут дать личные дневники и переписка о. Иоанна. Нам стало известно, что почти сразу после окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии (1855г) о. Иоанн стал вести личный дневник. В настоящее время все сохранившиеся дневники находятся в ЦГИА С-П/б - Центральном Гос. Историч. архиве. В Пестове имеется предсмертный дневник о.Иоанна за 1908г (у Березиной Л.А.). О.Иоанн вел обширнейшую переписку. Для наших исследований интерес представляет его переписка с духовными лицами, в частности с игуменией Таисией, настоятельницей Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря. Того, который был затоплен вместе с г. Мологой при создании Рыбинского водохранилища в 1938-41гг.

О.Иоанн с 1891г ежегодно ходил на своем пароходе «Николай Чудотворец» на родину в Суру Архангельской обл и наведывался в Леушинский монастырь, что на берегу р.Шексны, служил там, т.к игумения Таисия была его духовной дочерью. А из Леушина почти ежегодно о.Иоанн на пароходе входил в р.Мологу, и гостил у купца Я.М.Поздеева, в нашей соседней Устюжне. Поэтому не безынтересно было бы знакомство и с архивами Поздеевых.

Далее, какой-то свет на предмет наших исследований могло бы дать и общение с о. Геннадием Беловоловым, основателем и директором Мемориального музея-квартиры о. Иоанна в Кронштадте, настоятелем храма св.Иоанна Богослова (историческое подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря на ул.Некрасова в С-П/б). Он, как и наши священники о.Михаил и о.Сергий, строил храм великому Божиему угоднику. На дальнем приходе построил храм во имя св.Иоанна Кронштадтского в селе Подборовье (освящен в 1997г.) и храм во имя иконы Божией Матери "Невской Скоропослушницы" в с.Заборье (освящен в 2006г.), посвященный подвигу Дороги Жизни в годы блокады. Восстановил из руин каменный храм Тихвинской Божией Матери в селе Поток.

И наконец полезным был бы визит во Всеволожск Ленинград. обл., где после затопления Леушинского монастыря и до сих времен обитали последние Леушинские монахини.

3. Собирание информации в Пестове

Важным в проведении исследования на эту сакральную и вечно живую тему настоятель храма Иоанна Кронштадтского священник Сергий и автор этой работы определили объективность и достоверность собираемой информации. Понятно, что отбираться должна была информация, отражающая истинное положение дела и не зависящая от чьего-то частного мнения.

Понятно также, что и мы не должны будем гнушаться преданиями и рассказами наших боголюбивых предков, так или иначе причастных к памяти святого избранника Господня о.Иоанна.

Ведь и Церковь Божия не отвергает Священного Предания как способа распространения Божественного Откровения, как способа передачи информации от поколения к поколению. Понятно, что во времена о. Иоанна не все люди могли пользоваться книгами – и мало было книг, и немного было и образованных людей. А предание было самым доступным способом передачи информации. Ведь каждая семья хранила и хранит в семейных преданиях, в альбомах своей души, память о своих дедушках-бабушках и прародителях, и историю своего рода.

Поэтому наша работа началась с бесед в Пестове с пожилыми людьми. В храме и на дому. Мы уже упоминали, что предки прихожан Покровского храма Ефросиньи Васильевны Кудрявцевой и Анны Отч? Воробьевой вспоминали о

пароходе с духовенством в начале прошлого века. Поэтому закономерно встал вопрос о судоходности Мологи – ведь теперь в Пестове её можно перейти вброд в нескольких местах. На факт судоходства по Мологе, на место расположения пристани указали также Виноградов Н.И., Юсов О.Н., Яблочкина Н.И., Петрова Людмила, Березина Л.А. и мн.др. пестовчане. По данным словаря Брокгауза и Ефрона в летнее мелководье по Мологе ходили барки –«тихвинки» с осадкой не более 12 вершков (примерно 0,5м) /л1/.

По сообщению Юсова О.Н., окончание судоходства по р.Мологе до Пестова относится примерно к 1955-59гг.

В настоящее время река судоходна до посёлка им. Желябова. Пассажирские теплоходы ходили до деревни Модно вплоть до 2000 года. Работал теплоход МО-545. По состоянию на 2007 год судоходство осуществлялось только до города Весьегонск, 2 раза в неделю ходили теплоходы Метеор до Ярославля. Большого флота на реке больше нет, есть только малый. В 2011 году была предпринята экспедиция впервые за многие годы. Теплоход КС-100 прошел по Мологе от Весьегонска выше г. Устюжна до Сафронцевских перекатов (где в Мологу впадает р. Кабожа – недалеко от Устюжны). Такого не было уже почти 80лет. /л2/

Вывод 1. Судоходность Мологи в Пестове во времена о.Иоанна сомнений не вызывает.

Теперь несколько слов об иоаннитах. В №5 за 2011г нашей приходской газеты «Верую» была помещена небольшая заметочка Л.А.Березиной, рассказывавшая о почитателях о.Иоанна в Пестове. Вот отрывочек из нее: «В нашем небольшом поселке, затерянном среди лесов, в 50-60-е годы жили и молились истинные почитатели дорогого Батюшки. Каждую субботу вечером и в воскресенье утром в частном доме Марии Ивановны Корсаковой собирались те, кто хотел жить по правилам православия. Эти люди хранили фотографии о. Иоанна, читали его проповеди, считали его помощником в деле борьбы с недугом пьянства.

Работники идеологического отдела райкома партии разгоняли эти собрания, но на следующее же воскресенье люди снова собирались. Эти люди не молились в храме Святой Троицы в с. Охона. Не будем судить их строго. Они называли себя последователями дорогого Батюшки. И существенно отличались от членов секты – «иоаннитов» в Питере, которые фанатично обожествляли о Иоанна. Тех осуждал и сам о. Иоанн.

В трудных условиях гонений со стороны власти молитвенники этих собраний помогали пестовчанам поверить в Бога и избавиться от недуга пьянства и табакокурения. В те годы это пестовское братство не называли иоаннитами. В народе их называли трезвенниками. Последователи проповедей о. Иоанна понимали опасность пьянства для нашего народа. Но бездуховность людей привела наше общество в теперешнее состояние. Море алкоголя спокойно выносится из магазинов, ларьков и газетных лавок. А верующие люди еще в те годы не допускали в своей среде пьянства, несмотря на насмешки соседей и сослуживцев».

В 2012г еще оставались в живых некоторые члены пестовского братства. Мы побывали у Семичевой Марии Ильиничны? – одной из участниц тех далеких слетов. Старушка с любовью поведала нам о тайных собраниях почитателей о.Иоанна. Почему - тайных? Да потому что это были суровые годы гонений коммунистов и богоборческих властей на православных людей. Камнями, как апостола Павла или диакона Стефана, их не убивали, но реальные сроки на Соловки, Гулаг вполне могли дать. С повлажневшими от светлых воспоминаний глазами, с теплой радостью в голосе Мария Ильинична? рассказывала об участниках собраний, о приезде из Питера Иоанна Чурилова, духовного чада о.Иоанна, показывала книги и газеты, которые присылал в Пестово сам Батюшка.

Вывод 2. Почитатели и последователи о. Иоанна, а среди них были и очевидцы Батюшки, жили и в нашем городе, читали его проповеди, считали его помощником и покровителем. Т.о. храм св. прав. Иоанна Кронштадтского возник не просто так, а на благодатной почве любви к народному пастырю. Пест архивы

И в заключение пестовской темы следует сказать несколько слов о представительнице славного рода Поздеевых (из Устюжны) – Леун Нине Андреевне (Поздеевой). Нина Андреевна хранит в своей памяти богатейшую родословную и историю своей семьи. Она показывала нам многие предметы, книги, семейные достопримечательности тех далеких лет. К великому сожалению, все семейные архивы находятся в Москве, у её племянницы Татианы, дочери Андрея Андреевича Поздеева, известного и почитаемого Учителя, педагога, работавшего в Пестове, ныне умершего и здесь погребенного. Нина Андреевна сообщила, что Татиана очень ревностно хранит архивы и не допускает к ним даже самых близких родственников.

Вывод 3. Мы знаем, что о.Иоанн очень подробно и обстоятельно описывал свои путешествия на родину в Суру и обратно. Он заранее оповещал близких и друзей о своем прибытии-убытии. Поэтому не исключено, что в письмах Поздеевым можно найти какие-либо упоминания о путешествии по Мологе. Видимо, придется с какой-то внешней помощью воздействовать на Татиану для ознакомления с архивами семьи Поздеевых.

4. Работа в Санкт- Петербурге

В июле-августе 2013г и в июне 2014г нами проведены работы в С-П/б:

- в Иоанновском монастыре на Карповке,

- в библиотеке Духовной Академии,

- в Российской национальной библиотеке (РНЛ), поскольку ЦГИА С-П/б -- Центральный Гос. историч. архив летом в июле-августе закрыт на каникулы. Также состоялась очень плодотворная встреча с протоиереем Геннадием - настоятелем храма св.Иоанна Богослова (историческое подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря на ул.Некрасова в С-П/б), директором музейного комплекса в Кронштадте.

Беседы в монастыре на Карповке с настоятельницей матушкой Серафимой, знакомство с их богатой библиотекой, а также встреча с о.Геннадием Беловоловым и заведующим библиотекой Духовной Академии Никитой Юрьевичем дали богатую пищу для размышлений и последующей работы в РНЛ. Дополнительно о.Геннадий представил нас Галине Николаевне Шпякиной, родственнице о.Иоанна Кронштадтского, ныне работающей в ЦГИА.

Задачей работ и встреч в С-П/б было: во-первых, ближе познакомиться с богатым творческим наследием и личностью святого, и во-вторых, изучением переписки и дневников выяснить, каким путем добирался о. Иоанн на родину в Суру и как возвращался обратно в Кронштадт, и возможно встретить в архивных документах какие-либо ссылки по интересующей нас теме.

Работа с письмами и дневниками Батюшки, воспоминания современников и самовидцев о.Иоанна открывают нам необыкновенную, светлую личность избранника Божиего. Любого человека охватывает и страх и какое-то трепетное чувство, когда берешь в руки тетради Иоанна Кронштадтского. Словно заглядываешь в его духовный мир. Можно взять любую из них и открыть любой день – и перед тобой вся жизнь Батюшки.

Поэтому нельзя никак в этом коротком сообщении обойти вопрос некоторых моментов его жизни и биографии. С самых первых дней своего служения о.Иоанн явил себя ревностным и неординарным служителем алтаря Господня. Еще в академии он хотел принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедовать (подобно святителю Иннокентию) христианство народам Сибири и Америки. Но, увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», он решил остаться здесь. После рукоположения был направлен в Кронштадт — место административной ссылки асоциальных личностей и многочисленных нищих и чернорабочих (как сейчас говорят – за 101й км). В Кронштадте о. Иоанн «стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом». Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене. Здесь 12 декабря, он хиротонисан во иерея Андреевского собора Кронштадта, где и прослужил 53 года, до самой кончины.

Его новаторское отношение к своим пастырским обязанностям, выражавшееся, в частности, в чрезвычайной эмоциональности его проповедей (как говорили очевидцы, он нередко на них обливался слезами), встречало в 1860-ые годы непонимание и неодобрение у других клириков собора, у всего духовенства Кронштадта. Но главное неодобрение началось с 70-ых гг, когда в Кронштадте и С-П/бурге были явлены случаи чудесного исцеления тяжелобольных и неисцельных людей.

Сам о.Иоанн по этому поводу так говорил на встрече со священством г.Сарапула Вятской губернии: «В Кронштадте жила благочестивая, прекрасной души, женщина Параскева Ивановна Ковригина (родом костромичка), отдавшая себя на служение ближним. Она стала убедительно просить меня помолиться за того или иного страждущего. Уверяя меня, что молитва моя за них будет действенна и для них полезна. Я все время отказывался, не считая себя достойным быть каким-то особым посредником между болезным человеком и Богом. Но неотступные просьбы и уверения Параскевы Ивановны в помощи Божией, наконец, победили меня. И я с твердым упованием и надеждой стал обращаться с мольбой к Богу об исцелении болящих и расслабленных душой и телом. Господь слышал мои, хотя и недостойные молитвы и исполнял их. Это меня ободрило и укрепило. Я все чаще и чаще стал обращаться к Богу по просьбе тех или других лиц, неустанно призывал и самих их молиться и просить Господа о милости. И Господь за молитвы наши общие творил и творит доселе многие дивные дела. Много чудес очевидных свершилось и ныне совершается. В этом я вижу указание Божие мне, и особое послушание мне от Бога – молиться за всех, просящих себе у Господа милости. Поэтому я никому не отказываю в своей молитве и для посещения болящих езжу по просьбам их по всей России»./л8/

20 декабря 1883 года в столичной газете «Новое время» Алексея Суворина было напечатано от имени ряда частных лиц «Благодарственное заявление», которое, по мнению составителей «Жития» о. Иоанна, явилось «началом всероссийской известности кронштадтского священника». /л3/ К началу 1890-х гг. получил такое почитание в народе, что всюду в России, где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей; вокруг него собирались толпы и буквально рвали его одежду (один раз жители Риги разорвали его рясу на куски, каждый желая иметь у себя кусочек).

Рост известности и почитания Иоанна Кронштадтского привели к тому, что ему стали жертвовать большие денежные суммы — лично и почтовыми переводами. Крупные суммы (до 50 тыс. рублей – по современным меркам это около 50млн.руб.) жертвовал отец Иоанн на строительство и поддержание благотворительных учреждений, школ, больниц, монастырей и храмов, жертвовал в благотворительные общества, в том числе и для других конфессий (татарам, еврееям). О своей благотворительности отец Иоанн говорил так: «У Бога нет ни эллинов, ни иудеев. У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу». Секретарь отца Иоанна говорил, что за июнь 1895г. им было послано по почте различным просителям 25 тысяч рублей, не считая личных жертв из рук в руки, сумму которых никто не знал, даже сам отец Иоанн.

С другой стороны, известность о щедрости Иоанна Кронштадтского привлекала к нему огромное число просителей — от простых нищих до богатых купцов, пришедших в отчаяние из-за критической ситуации (банкротство, проигрыш в карты и т. п.). Передвигался по Кронштадту отец Иоанн в сопровождении целой «армии» нищих, которым он раздавал милостыню дважды в день — утром и вечером. Перед раздачей толпа нищих распределялась на десятки, каждому из которых давался рубль. Потом этот рубль разделялся для 10 человек. Этой суммы — 10 коп. утром и 10 коп. вечером — хватало на дневное пропитание и оплату ночлега. Чем более он раздавал деньги, тем более ему жертвовали. По разным источникам, через руки отца Иоанна проходило от 150 тысяч до миллиона рублей в год.

В 1891 году о.Иоанн построил в родной ему Суре, представлявшей группу из 16 деревень, расположенных как по реке Пинеге, так и её притоку Суре, каменную приходскую церковь; в другой части села основал женский монастырь (Иоанно-Богословскую женскую общину). С этого времени он ежегодно бывал на родине.

Предлагаю и нам вместе с И.К.Сурским, жизнеописателем Иоанна Кронштадтского /л4/, и С.В.Животовским, художником, сопровождавшим о.Иоанна в Суру в 1903г и написавшем об этом книгу /л5/, отправиться в путешествие на родину любимого Батюшки.

Более всего о. Иоанн любил шествовать водою. Об этом он писал игуменьи Таисии: “На пароходе привольнее, чем на машине [поезде]; можно свободно подышать на чистом воздухе”. Путь прав. Иоанна на родину в село Сура Пинежского уезда Архангельской губернии пролегал по Мариинской водной системе через земли древнего Белозерья, вобравших три огромных уезда: Кирилловский, Белозерский и Череповецкий, с их многочисленными древними монастырями, пустынями и скитами.

ПЕСТОВО

Мариинский водный путь в Белозерских пределах заканчивался рекой Шексной. В Белозерье находился перекресток двух водных систем — Мариинской и герцога Вюртенбергского, или Северо-Двинский путь. Он начинался под Кирилловым и соединял каналами озера Сиверское, Покровское, Заýломское, Вáзеринское, Кишемское, Благовещенское и Кýбенское, включая течение реки Сýхоны, притока Сев. Двины. И сейчас можно увидеть здесь свайные укрепления берегов, узкие судоходные каналы, деревянные плотины, плавучие мосты. Чинно и неторопливо шел по Сухоне пароход о.Иоанна. Вот и Тотьма (нареченная так по одной из версий ещё гоcударем Петром I, когда он лично приехал в Тотьму и назвал это место так: «То не город – то тьма»). Впервые Тотьма упоминается в 1137 году, и связано это с тем, что город был должен платить 40 куньих мехов новгородскому епископу по грамоте новгородского князя Святослава. Тут, или в Великом Устюге (родине деда Мороза), при впадении Сухоны в Сев. Двину, или в Котласе, севернее на 60км, о. Иоанн делал короткую остановку и служил в местных храмах. А впереди долгий от 7до 11дней путь по Сев. Двине. Вот коротенькая выписка из дневника о.Иоанна.

«Ф. П. Иванову. 31 мая 1904. По пути в Суру

Мой сердечный привет и благословение от Господа за твою живую веру, благочестие и приверженность к храму Божию и причащению Святых Христовых Таин. Извещаю тебя о своем путешествии на родину мою. Вот уже и одиннадцать дней в пути, а все еще не достиг родины! Только через два дня буду, Божией милостью. Это, впрочем, не значит, что путь мой неуспешен; нет, вполне успешен и покоен. А дело в том, что путь очень и очень далекий, и я не тороплюсь, а остаюсь в иных местах по три дня или по одному дню, по желанию моих добрых знакомых, и служу Литургии.Во все время нашего путешествия стоят холода и были дожди, оттого вода в реках везде высоко поднялась, — и это к нашему благополучию. Мы надеемся дойти пароходом до самой родины моей Суры».

Примечание редактора: «Св. Николай Чудотворец» достиг Усть–Пинеги 31 мая в 3 часа утра. Вверх по Пинеге пароход поднимался без остановок, чтобы пройти по большой воде. За 90 верст от Суры в с. Шотова Гора отец Иоанн узнал, что вода стада сильно прибывать, и отслужил благодарственную Литургию. Подъем воды в 1904 г. был настолько большим, что стало возможным от Суры пройти вверх по Пинеге, тогда как в другие годы с трудом удавалось достичь Шотовой Горы (Вед. 1904. 24 июня, № 136).

Вывод 4. Из всех дневников и переписки праведного Иоанна Кронштадтского следует, что на прямом пути в Архангельскую обл. он на реку Мологу не заходил.

Обычно о.Иоанн находился в Суре 3-5 дней, затем ехал к родне в Архангельск и Холмогоры. Обратный путь о. Иоанна в Кронштадт отличался разнообразием схем движения, но почти всегда он на своем пароходе доходил по Шексне до пределов Новгородской земли, до Череповца (который был тогда крайней восточной точкой Новгородской губернии). А тут любимые духовные места молитв о.Иоанна - Леушино, Рыбинск, Весьегонск, Устюжна, Ярославль, Ваулово. Вот еще одна коротенькая выписка из дневника о.Иоанна – письмо жене Елизавете Константиновне:

Архангельск, 14 Июня 1905

Дорогая моя жена Елисавета Константиновна! Благословляю и целую тебя и призываю благословение Божие на тебя, на Руфину Григорьевну, Елисавету Григорьевну и их семью, — а также и на Анастасию Ивановну, добрую сестру милосердия. — Молю скоропослушливого Господа Иисуса Христа исцелить твою больную голову и ноги и избавить тебя от постоянной скорби. …О себе скажу, что я совершенно здоров; путешествую благополучно; служу часто обедни; говорю проповеди в храмах Божиих и причащаюсь Св. Христовых Таин во спасение и радость. В Суру прибыл я 4–го Июня на лошадях; ехал восемьдесят верст. Пароход не мог идти за мелководьем. В Суре пробыл трои сутки. Оттуда отправился на большой лодке или карбасе до парохода. А пароход спустился вниз по реке за двести верст, чтобы стоять ему на глубоком месте. И мы плыли на карбасе двести верст день и ночь, по три, а то и по две версты в час. — Как были мы рады, что добрались до парохода. В Архангельск прибыли 13 июня, в среду. Служил в Соборе. Жители Архангельска, знакомые мои, с любовью встретили меня. Староста Соборный Ликарион Попов пригласил к себе на обед все духовенство соборное и угощал радушно самыми лучшими рыбными кушаньями. Визитировал знакомых, духовных и мирян. Архиерея нет в городе; губернатора и вице–губернатора тоже. Из Архангельска следую в Холмогоры к сестре; а от ней — вверх по Двине, в Кубенское озеро, затем каналами в реку Шексну, в Леушинский Монастырь, к Игуменье Таисии и т. д. Всех вас целую и обнимаю дружески; Николай Николаевичу поклон. Игоря и малютку Руфину целую.

Ваш Протоиерей Иоанн Сергиев. /л6/

Особую радость отцу Иоанну, любителю хорошего церковного пения, доставляли службы в Леушинском монастыре, у любимой духовной дочери игуменьи Таисии.

Настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря Игуменья Таисия (в миру – Мария Васильевна Солопова) родилась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Родители ее происходили из древних дворянских фамилий: отец – Василий Васильевич – потомственный дворянин, мать – Виктория Дмитриевна – москвичка из рода Пушкиных, к которому принадлежал и великий русский поэт….

Мария Васильевна Солопова получила блестящее образование, окончив в 1860 году курс обучения в Павловском институте благородных девиц в Санкт-Петербурге. Здесь обнаружились ее незаурядные способности и духовное призвание. На выпускном экзамене по Закону Божию ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Преосвященный епископ Иоанникий был весьма удивлен тем, что выпускница Института знала наизусть все Евангелие. На его изумленный вопрос девица Мария Солопова ответила: «Каждое слово Евангелия так приятно и отрадно для души, что мне хотелось его всегда иметь при себе, а так как с книгой не всегда удобно быть, то я вздумала заучить все, тогда всегда оно будет при мне в моей памяти».

В некоторые годы о.Иоанн проводил в Леушине около месяца.

Сейчас на карте России Леушино как географическое название не существует. Небольшая деревня, некогда затерянная в глуши дремучих лесов в пойме Шексны между Череповцем и Рыбинском, давшая имя знаменитому монастырю, — ныне покрыта «рукотворным морем» Рыбинского водохранилища...

А иной раз он бывал в Леушине 3-5 дней, в зависимости от планов дальнейших поездок. Его ждали и в Казани, и в Астрахани, и в Вятке. Бывал он и в Киеве, и Кишиневе. Зачастую Батюшка из Леушина входил в р.Мологу для посещения духовных чад своих в Весьегонске и особенно в Устюжне. Известно, что с Я.М.Поздеевым о. Иоанна связывала многогодичная, крепкая дружба. Вот кратенькая выписка из дневника 1905г:


«12-го [июля 1905 г.], во вторник, служил утреню и Литургию в домовой церкви Якова Михайловича Поздеева, читал каноны мученикам Проклу и Иларию и преподобному Михаилу Малеину. Обедню совершал с умилением, но на Херувимской враг едва не низложил меня, смутив тяжко неудовольствием на певчих - монахинь Леушинского монастыря, певших Львовское переложение "Иже Херувимы," которое мне очень не понравилось. Покаялся тайно и умолил Господа помиловать и умиротворить меня, грешного, своенравного, капризного. Господь простил и умиротворил. Говорил слово о пшенице и плевелах свободно, ясно, убедительно. В конце сказал о снисхождении Господа, даровавшего нам Пречистое Тело Свое под видом пшеничного хлеба и Кровь Свою под видом и вкусом красного виноградного вина.

Следуя по реке Мологе на пароходе "Владимир" в Устюжну, я поражен был и тронут до умиления горячею верою граждан и простых людей обоего пола всех возрастов ко мне, грешному, просивших у меня благословения. Особенно это зрелище трогательно было при обратном моем путешествии на лошадях в вечернее позднее время, [почти] ночью. При этом позднем возвращении меня встречали взрослые и дети, мальчики и особенно девочки и девицы, ожидавшие меня с самого утра и до ночи. Какая горячая вера! Какие слезы! Какое доверие ко мне - детское, горячее! Плакать самому хотелось при этом. Девочки просили, чтобы я молил Бога хорошо, успешно им учиться. Помоги им, Господи! Это Ты расположил их сердца, детские, простые, ко мне, недостойному!» /л6/

Еще одним любимым местом Иоанна Кронштадтского в Верхневолжье был Успенский Вауловский скит С-Петербургского Иоанновсого монастыря – тоже детище о. Иоанна. Находился он в Романово-Борисоглебском уезде Ярославской губернии. Раем на земле называл Ваулово праведный Иоанн Кронштадтский. Он устроил здесь, в усадьбе сенатора В. П. Мордвинова, Успенский скит в 1903 году. Тихое уединенное место… Сюда, как и в Леушино, отец Иоанн в последние годы своей жизни часто приезжал отдыхать летом. В последнее лето в своей жизни отец Иоанн отслужил в этом скиту 40 Литургий. В память об этом по его благословению посадили 40 липовых веточек. Прекрасная аллея стоит и по настоящее время. Поэтому не случайно освящение восстановленного монастырского храма состоялось 1 ноября (н.с.) — в день рождения и день Ангела праведного Иоанна Кронштадтского.

Печальная участь постигла скит, как и большинство монастырей, в богоборческие советские годы. К 1919 году, к моменту закрытия, Вауловский скит насчитывал около 100 сестер. При советской власти Вауловская обитель была разорена. Разрушены обе церкви. Иконы переданы фабрике города Тутаева на утилизацию. По просьбе приходского совета Тутаевского Воскресенского собора эти иконы в 1927 году отдали в храм. В их числе оказался и образ «Благодатное небо», который любил и чтил Кронштадтский пастырь. Около 78 лет икона находилась в Воскресенском соборе города Тутаева. И лишь 31 октября 2005 года была передана в возрождающийся скит. Сейчас она находится в домовом монастырском храме в честь праведного Иоанна Кронштадтского. Возрождение Вауловской обители, начавшееся в конце 90-х годов прошлого века, продолжается старанием игумении Дамианы с сестрами.

Из Ваулова о. Иоанн возвращался в Кронштадт через Ярославль и Москву по железной дороге.

Вывод 5. На обратном пути с малой родины Суры о.Иоанн, путешествуя по Верхневолжью, зачастую, почти ежегодно заходил в реку Мологу, бывал в соседней Устюжне, а в 1901г был в соседних Боровичах.

О. Иоанн Кронштадтский в г. Боровичи.

Рядом — городской голова и местные чиновники.

Фото 1901 г.

В рамках этого сообщения хочется по возможности кратко сказать о дневниках Кронштадтского пастыря. Со страниц этих документов на нас глядит образ всенародного любимого Батюшки, прозорливого старца, великого чудотворца и одновременно простого и искреннего, как ребенок, человека. Можно и с улыбкой и с удивлением, с любовью и со страхом читать его самоукорения по разным поводам и случаям. Судите сами: - вот короткие фрагменты из его дневников:

20мая1905г. Отправляясь из женского Ивановского моего монастыря на машину Николаевской железной дороги, я сильно искусился через нищих мальчиков (лет девяти — десяти), неотступно преследовавших мою карету и просивших подачку. Я рассердился, озлобился на них за вторичное прошение (им дано было по рублю, хотя не всем), и меня оставила благодать Божия. Я впал в сильную скорбь и тесноту сердца при воспламенении от адской злобы и с трудом умолил Господа, да простит мне грех неприязни, жестокосердия, скупости и сребролюбия, и только в вагоне при настойчивой тайной молитве покаяния сподобился прощения грехов моих и мира и простора сердечного. Не попусти, Боже, впредь доходить до подобного состояния душевного и научи меня всегда жалеть нищих и сострадать им, ибо рука моя доселе не оскудела от подаяния.

31 октября 1906г. В Кронштадте, в Доме Трудолюбия, когда ходил с молебнами и причащал приезжих, ходила за мной из квартиры в квартиру пожилая дева А., домогавшаяся частицы для причащения своего. В запасе оставалось мало частиц — надо было приберечь для больной в Ораниенбауме, — и я очень рассердился на А. и резко отогнал от себя и Е., ее сродницу, ходатайствовавшую за нее. И вот я прогневал своим раздражением Господа, Источника, Основания любви, и ближних моих огорчил, и тяжело мне стало, очень тяжело. Я стал каяться Господу, много каяться: и тут, и на пароходе "Любезный". И Господь простил мне тяжкий грех. Впредь урок: относиться ко всем кротко, снисходительно, терпеливо, любезно.

3 мая. Тяжкий нравственный вред я причинил себе 2-го мая (в воскресенье), без нужды поев яичницы с черным хлебом и ухи из свежего налима весьма мало; тягота на сердце и пустота была всю ночь, и не мог я покойно спать. Благодать Божия оставила меня, грешного, за чревоугодие и алчность. Впредь не ужинать никогда. Как легко бывает на душе, когда желудок пуст.

7 мая. Слышу, старец Гефсиманского скита, что близ Сергиевой Лавры, отец Варнава недоброжелательно обо мне отозвался. Что я ему сделал? Нужно помолиться, чтобы Господь примирил наши сердца.

11мая. Господи, даруй мне благодать не прилепляться к вещам мира сего (потерял гребенку).

Вчера (18 июня) в постный день я позволил себе, вопреки церковному установлению, под предлогом физической немощи лакомиться скоромной пищей и поесть более потребности свежей трески и тем дал большую поблажку плоти своей. И она наказала меня тем, что я дурно спал всю ночь, с тяжелыми снами, с холодом и скорбью сердца, с очевидным оставлением благодати Божией, с ненормальным пищеварением, со слабостью во всем теле, с тихостью в выговоре слов при богослужении в сельской церкви (было очень много народу). Но причащение Святых Тайн меня оживило и утешило. Слава Богу! Осторожности нужна во всем после бывшей болезни и по преклонности лет.

2 июня, вечер, 6 часов. Согрешил перед Богом, разгневавшись сильно на Е.М., впавшую в большую погрешность против меня и всех плывущих на пароходе: заставила себя ждать долго и напрасно, когда надо было торопиться. Я сильно озлобился. Господи, научи меня благости, тихости, ожиданию в терпении и долготерпению. Измени мое сердце изменением всепрощения, благости, кротости, незлобия. От Тебя ожидаю всепрощения; даруй мне и самому простить виновную. Буди!

3 июля 1905 г. Воскресенье. Причащая народ, согрешил лицеприятием, неприязнью и привередством ко вновь прибывшим в Леушино женщинам, ничего не делающим, а только рыщущим по миру с не внушающим доверия, неблагообразным видом. Я согрешил и глубоко покаялся в этой вине и молил сильно Господа простить мне эти грехи и изменить добрым изменением сердце мое, изменить на любовь, бесстрашие, благость, нелицеприятие — и Господь совершил во мне чудо воскресения души из мертвых, ибо она была умерщвлена греховным чувством злобы и лицеприятия. Благодарю Господа, Жизнодавца Всещедрого. /л6/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: