Краткие итоги. Познавательные (когнитивные) процессы – психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации

Познавательные (когнитивные) процессы – психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации.

Ощущение – психический процесс обнаружения простейших внешних и внутренних стимулов, воздействующих на рецепторы органов чувств. Виды ощущений: экстероцептивные (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые), интероцептивные (голод, жажда, боль), проприоцептивные (кинестетические).

Восприятие – психический процесс организации, идентификации и интерпретации сенсорной информации в целях представления и понимания окружения. В отличие от ощущения, выделяющего раздражитель из среды посредством биохимических и психофизических реакций, восприятие является психическим процессом более высокого уровня и связывает, синтезирует различные ощущения.

Представление – процесс репрезентации образов восприятия, т.е. когнитивный процесс отражения объектов, которые в данный момент времени не воспринимаются органами чувств, а воссоздаются на основе предшествующего опыта (результатов ощущений и восприятий).

Воображение – психический процесс удерживания в сознании и мысленного манипулирования представлениями, отражающими реальную действительность, и построения на этой основе новых представлений объектов, которые отсутствуют в данный момент времени или реально не существуют.

Внимание – психический процесс и психическое состояние выборочной концентрации на определенных объектах окружения при игнорировании других.

Задания для самоконтроля

1. Дайте определение когнитивных психических процессов, охарактеризуйте круг проблем, изучаемых в рамках когнитивной психологии.

2. Опишите физиологические основы ощущений, их виды, свойства и функции.

3. Сформулируйте определения понятий "восприятие", "образ восприятия", "перцептивная система", "перцептивный процесс", "перцептивные действия"; проанализируйте виды, типы и свойства восприятия.

4. Дайте характеристику представления как познавательного процесса, опишите отличия представлений от персеверирующих образов и первичных образов памяти; опишите виды, типы и характеристики представлений.

5. Дайте характеристику воображения как познавательного процесса, опишите физиологические основы воображения; проанализируйте виды, свойства, функции и приемы воображения.

6. Дайте характеристику внимания как познавательного процесса, опишите виды, свойства, функции и нарушения внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: