Толкование норм права – это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации.
Элементами процесса толкования норм права являются: уяснение и разъяснение.
Уяснение – это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на выявление смысла нормы права самим интерпретатором.
Разъяснение – это интеллектуально-волевая деятельность, в процессе которой смысл правовых предписаний доводится интерпретатором до иных заинтересованных субъектов правоотношений.
Толкование Конституции РФ осуществляется Конституционным Судом РФ.
Статья 125 Конституции РФ определяет круг субъектов, обладающих правом обращения с запросом в Конституционный суд по вопросу о толковании Конституции РФ (ч. 5 ст. 125): Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
|
|
Толкование данное КС РФ является официальным и обязательным для всех субъектов права.
Практика деятельности КС РФ показывает на необходимость толкования Конституции РФ в следующих случаях:
1. Если норма права носит общий характер а применять ее необходимо в конкретной ситуации (п. 2 ст. 137 Конституции РФ: В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации – кто должен это сделать? В соответствии с постановлением КС РФ: Изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент Российской Федерации использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации).
2. Конституционная норма содержит правовые термины, оценочные категории (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ: Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство – что это значит? В соответствии с Постановлением КС РФ: использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации понятия "республика (государство)" применительно к установленному ею федеративному устройству не означает - признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно - правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера).
|
|
3. Толкование вызвано нарушением законодателем правил юридической техники (ясный и точный язык закона) (ч. 2-4 ст. 111 Конституции РФ: в частях 2 и 3 ст. 111 говорится о предложении Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации на рассмотрение ГД РФ, а в части 4 статьи 111 уже говориться о кандидатурах – в соответствии с Постановлением КС РФ: Положение части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.
В отличие от внесения поправок в Конституцию РФ (могут вноситься только в главы с 3 по 8 Конституции РФ) толкование возможно по всем статьям Конституции РФ.
Итогом толкования является Постановление КС РФ.