Проблема распространения обычных вооруженных сил и вооружений

Мир кризис война

система стабильна, если кризис не перерастает в войну.

Стратегическая стабильность - мера вероятности того, что война возникнет или не возникнет.

Исследуются условия нестабильности и источники войн.

Кеннет Уолс, политический реализм: «Для того, чтобы объяснить, каким образом можно обеспечить мир, требуется понять причину войны»

Поскольку мировая система состоит из суверенных государств,наднационального органа нет, существует анархия, конфликты, ведущие к войне неизбежны.

Почему войны происходят непостоянно?

Как минимизировать вероятность возникновения войн регулируя инструменты мировой политики?

Война это продолжение политики.

Выбор инструментов - прерогатива самой политики.

Клаузевиц считал, что не только политика влияет на войну но и война влияет на политику.

Политическая цель должна считаться с природой тех стредств, которые имеются в арсенале.

Политик должен отдавать себе отчет в том, что достижимо при имеющихся у него средствах.

От набора инструментов зависит возможность ограничить ущерб, наносимый войной.

Теория эскалации Германа Канна: Война управляема. На каждой ступени есть выбор: остановиться здесь, пойти вверх или спуститься вниз. Канн считал, что войну можно ограничить. Писал о эскалации и деэскалации.

Война между двумя промышленно развитыми государствами в принципе будет переростать в многосторонний конфликт.

Ни одна большая война без участия США будет невозможна, считали во Франции после первой мировой войны.

От позиции США многое зависело.
27 августа 1928 года был подписан договор об отказе от войны в качестве национальной политики, известный более как пакт Бриана - Келлога.

Первая и вторая статьи этого договора - отказ от войны. Это декларация, потому что никаких политических последствий нарушившая страна не должна была на себе испытать.

Первые участники - 15 государст и еще 48 государств получили приглашения на присутствие. Почти все суверенные государства. В тот же день обратились к Советскому Союзу, потому что без СССР пакт не имел бы смысла, как и без Германии. Мы не просто присоединились, мы присоединились с Эстонией, Польшей и Латвией и Румынией. Договор пяти государств. Московский протокол о том, что мы все вместе признаем пакт Бриана - Келлога. Договор не отменен. Но на практике сейчас мы можем говорить не об отказе, а о предотвращении. Источники войны глубоки, настолько глубоки, что искоренить их невозможно. Логика авторов этой идеи была правильная. Из этой логики вытекают процедуры регулирования войны.

Каков процесс такие и средства его регулирования.
Контроль над вооружениями сводится к пяти направлениям.

Первое - количественное ограничение. Вертикальное изменение эскалации

Второе - качественное ограничение. Вертикальное изменение эскалации

Третье - пространственное ограничение. Горизонтальное изменение эскалации.

Четвертое - мировой контроль, но не вписывается в эту систему.

Первое. Наиболее понятное. Откуда берется война? - из гонки вооружений. Это поняли еще в XIX веке. Когда война стала индустриальной. В ответ на гонку вооружений был выдан лозунг разоружения, причем левыми политическими силами. Первая мировая война подтвердила правоту. В 20е годы в большинстве стран Европы к власти пришли левые политические силы (консерваторы). Правые вторгли нас в пучину войны. Уровень жизни упал, у власти оказались левые. Самые левые были у власти в СССР.

Площадкой для обсуждения разоружающих инициатив естественно была Лига Наций, в работе которой мы не участвовали.

Устав Лиги наций был утвержден Парижским миром, частью Версальского мирного договора, который мы не подписали. Лига Наций была подвижным органом, много кто входил и выходил из состава, но исключили только нас.

В уставе было прописано обязательство государств ограничить свои вооружения до минимума. Государства также берут на себя обязательство обмена информацией. Обмен информации снижает вероятность возникновения войны. С обменом информации в Лиги Наций получилось хорошо. А с ограничением вооружений не вышло. Единственные участники, которые попытались сделать это - группа государств, раньше входивших в состав одной страны - Соединенные Штаты Центральной Америки. Они собрались в Вашингтоне и подписали конвенцию, которая установила для них предельный уровень вооруженных сил в мирное время. Количественный подход, квоты, пропорциональные населению страны. Эта конвенция действует до сих пор с одной поправкой: Гондурас вышел их нее. Но войн между этими странами эта конвенция не исключила.

Только в декабре 1925 года была создана подготовительная комиссия. Место работы - Женева, в первых трех сессиях после убийства Воровского мы не принимали участие в первых трех сессиях. У нас был конфликт со Швейцарией. Но несмотря на серьезные разногласия в советском руководстве идея сотрудничества получила поддержку.

На Дальнем Востоке мы были связаны договором, ограничивающим наше вооружение - Портсмутский мирный договор.

Красная армия насчитывала около полумиллиона человек. Большой и Малой Антантам мы уступали в 4 раза.

В итоге, несмотря на внутренние дебаты, мы поддержали инициативу разоружения.

Идея, придуманная европейскими левыми в конце XIX века, доведенная до конца.

Мы предлагали разоружиться в течении года. Рассчитывали только на политический эффект.

У власти в Европе левый силы и мы показываем, что мы «крайне» левые и у нас «крайние» идеи.

Идея была отклонена, но у нас была запасная позиция. Прогрессивное ограничение вооружений. У кого больше сил и техники - тот и сильней сокращается.
Идея выравнивания соотношения сил. Ведет к снижению вероятности нападения. Перевес в численности - это стимул, преимущество.
Эту позицию мы реанимировали в конце 60х - начале 70х годов. Именно с ней мы вышли на переговоры по ограничению вооруженных сил в Европе в 1973 году.

Мы предлагали систему контроля и орган контроля - международную комиссию.

В Женеве на тех переговорах принимали участие почти все суверенные государства. 9 стран были членами Лиги Наций.

Идея ограничения вооружений в условиях «великой депрессии» имела политическую привлекательность.

Все инициативы были отменены.

Интересная идея была у Франции. План Тардье.

1. Идея международного контроля большой авиации. Идея жива до сих пор.

2. Мирный контроль других стредств нападения: корабли, линкоры, подводные лодки.

3. Создание международных полицейских сил. Жандармерия для исполнения 16 статутов Лиги Наций

4. Попытка создать правила ведения войны. Запрет определенных видов военных действий.

5. Политические гарантии безопасности.

Французов поддержала Малая Антанта и Бельгия.
Мы и Германия не подержали Францию.

Немцы предложили распространить Версальские ограничения для Германии на все государства, чтоб все были в равных условиях.

Эту идею поддержали Итальянцы.

У американцев была идея, совмещавшая все эти концепции.

Взяли полицейский фактор от Германии

От нас взяли пропорциональное сокращение

В итоге отклонили все предложения и пытались сделать компромиссный вариант. План Макдональда. Британский премьер-министр

Англичане предлагают центрально-американскую модель.

Самая большая квота для СССР

Немцам увеличивали квоту в два раза

В итоге: Германию даже этот вариант не устраивал, Германия отказывается от участия от работы на конференции и выходит из Лиги Наций. Договариваться без немцев нету смысла.

Главный урок - фактор восприятия другой страны. Фактор доверия.

До сих пор существуют две точки зрения:

1. Ограничение вооружений возможно только в отсутствии напряженности

2. Состоянии разрядки возможно только при ограничении вооружений

В условиях гонки вооружений атмосфера давления невозможна.

Главный урок 30х годов. Без атмосферы доверия разоружение невозможно.

Два форума переговоров - комиссия по обычным вооружениям и комиссия по атомной энергии. В итоге были объединены. Сменив много названий существует до сих пор под эгидой ООН. Сидят до сих пор в Женеве

Сначала необходимо договориться главным силам. Был создан лондонский комитет. Не было Китая. Вошла большая четверка. СССР, США, Великобритания, Франция и Канада. Канада участвовала в переговорах по атомной энергии. Комитет работал в Лондоне и по мере прогресса подготовил и внес на рассмотрении в ООН проект, который возвращал нас к идеи 30х годов. Инициативы вынесли Франция и Англия. Мы поддержали.

Запад предложил. Мы поддержали.

Именно в это время в ООН впервые появляется система мер доверия. Идея наземных постов. Инспекция на земле. Мы были против воздушного регулирования.

Некий набор режимов. Нет ни количественного ни качественного вооружения.

Прозрачность, как средство предотвращения.

Совместный мозговой штурм. Два мозговых штурма, на востоке и на западе. И в итоге соотнести, что получилось.

НЕ получилось потому, что мы вышли с разными подходами.
Восточный блок - создание механизмов

Западний - создание средств.

И мы и американцы реанимировали идеи 30х годов

Вместо того, чтобы два подхода объединять, мы начали их противопоставлять. Прогресс начался только в 70е годы, когда мы начали их объединять.

В конце 50х - начале 60х - рубеж для реальной возможности разоружения.

Визит Хрущева в Америку. Первый в истории визит нашего лидера в Америку.
Выступление Хрущева в ООН, 1959 год.

Речь шла о том, что мы должны перейти к строительству коммунизма. Речь шла о принятии третьей программы партии. Была проблема - коммунизм можно строить, когда не будет агрессии из вне.

Мы предлагали разоружаться. Внутри страны людей предлагали перевоспитывать, а с Западом так нельзя.

Эксперименты с разоружением можно проводить, если у нас есть мощный ракетно-ядерный щит. Тогда казалось, что мы его создали

Мы создали ракетные войска, ракетный щит.

Третья программа партии была принята.

На фоне Берлинского кризиса продолжался диалог между СССР и США. Были ближе всего к разоружению


Самый неудачный саммит - саммит в Вене.

Хрущев и Кеннеди.

Попытка «обломать» Кеннеди - Берлинский кризис 1961 года, на границе между западным и восточным Берлином на чекпоинте Чарли стояли наши и американские танки друг напротив друга.

На фоне этого кризиса продолжался диалог, работали дипломаты.

Появляется документ: Меморандум Зорина - Маклоя
Еще никогда мы так близко не подходили к границам реального разоружения.

США и СССР хотели договариваться с позиции силы, никто не хотел, чтоб это выглядело как капитуляция.

Комитет 18 по разоружению. 10 государств, собиравшихся в Женеве плюс 8 государств из стран третьего мира.

Эту инициативу отправили в ООН, где она тихо умерла.
В итоге эту грань разоружения мы не перешли.

Но идея была правильная и была оформлена в виде документа.

Целая серия инициатив по разоружению в Европе. Декларация Варшавского договора - 1966 год.

Мы опять вплотную подошли к переговорам. Но они начались только пять лет спустя. Помешала Чехословакия, которая сорвала саммит в Ленинграде.

Новый саммит через пять лет, там были подписаны договоры ОСВ и ПРО

СССР и США договорились о двух форматах

1. Межблоковый. Варшавский договор и НАТО.

2. Совещание общеевропейское. Вернуться в 30е годы к формату Лиги Наций для Европы.

Вена. Запад и Восток. Два подхода
Как сокращаться?
Мы предлагаем идею 30 годов, на одинаковое количество
США и НАТО предлагает сократиться до равных показателей
Об этом спорили 16 лет.

Ни нам, ни Западу договр был не нужен, нужно было показать, что мы ведем переговоры.

Другой формат. 1972 год. Два вождя договорились, в 1975 году подписали заключительный акт в Хельсинки. Общеевропейский процесс. В центре создание мер доверия. Это стало условием для дальнейших сокращений
За три недели оповещать о крупных учениях и пригласить наблюдателей.

Потом понижали планку людей (с 25 тыс вниз) и повышали планку времени.

1986 год - конец холодной войны, у власти Горбачев. Развитие общеевропейского формата ОБСЕ и новый межблоковый формат.

Не продолжение переговоров, а новые переговоры.

Безопасность за счет ликвидации потенциала внезапного нападения. Наконец были объединены два подхода.

Из американского подхода был взят перечень вооружений.

Быстрее договорились в общеевропейском формате по мерам доверия. Саммит СБСЕ в Париже. Документ по мерам доверия. Саммит был в Париже, но называется Венским, потому что был выработан в Вене. Затем договор ДОВСЕ и Парижская хартия новой Европы.

ДОВСЕ хороший договор, для ситуации, когда есть два военных блока. Хорошая формула, но для другого времени.

ДОВСЕ политический документ, не имеет юридической силы


Договор в Стамбуле об адаптации. Переход от блокового принципа к принципу территориальном.

Мы вышли из ДОВСЕ но остались в инициативной группы. С выступления Путина в Мюнхене мы пытаемся убедить всех, что нужна новая форма взаимодействия.

Предлагают начать новый совместный мозговой штурм.

Пока что формулы нет.
С марта этого года мы больше не участвуем в инициативной группы. Договор ДОВСЕ для нас мертвый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: